Глоссарий



Новости переводов

21 февраля, 2020

Издан четырехтомный словарь Андрея Серкова "Российские масоны. Век XIX"

19 февраля, 2020

Пара – не пара

18 февраля, 2020

Лингвистическая помощь: Что означает выражение "пойти ва-банк" и как его правильно писать

18 февраля, 2020

Луи Леже

17 февраля, 2020

III Международная научно-практическая конференция: "Multidimensional Translation: From Science to Arts"

17 февраля, 2020

Переводчики Владимира Путина рассказали, с какими сложностями они сталкиваются в работе

17 февраля, 2020

Кто автор термина "UFO"?




Поиск в глоссариях:  

Репрезентация

Словарь терминов НЛП
  1. Кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. ресурсное состояние неврологическое и физическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами.

  2. (от франц. reprsentation) – представление, представительство, изображение; очень часто употребляемое в психологии (особенно со времени шопенгауэра и в. вундта) вспомогательное понятие, служащее для выяснения сущности представления. представление как репрезентацию, как самопредставляемое отличают от непредставляемого.




Кодирование, русский
  1. 1) в цветовом пространстве набор числовых значений, которые определяют конкретный цвет. например, в rgb пространстве монитора каждый код представляет собой три восьмибитных числа, и всего таких кодов может быть приблизительно 16,7 миллиона;

  2. ~ algorithm кодирующий алгоритм

  3. 1. процесс записи или преобразования информации в соответствии с правилами, заданными некоторым кодом; 2. представление средствами одного алфавита букв других алфавитов; 3. процесс построения кодов, отображающих построение заданного вила в слова из символ

  4. , операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода.

  5. Перевод информации, например, данных анкетирования, в числовые категории для ввода в систему обработки.

  6. Процесс записи информации при помощи кода, напр., к. порядка расположения аминокислот в

  7. Преобразование с помощью кодов открытого текста в условный с целью скрыть от злоумышленника содержание передаваемой по каналам связи информации.


Накопление, русский
  1. Накопление , увеличение, умножение

  2. 1. увеличение личных капиталов, запасов, имущества; 2. доля национального дохода, используемая на пополнение производственных и непроизводственных фондов в народном хозяйстве, а также запасов и резервов. норма накопления исчисляется как отношение фонда на

  3. , использование части дохода для расширения производства и увеличения на этой основе выпуска продукции и услуг. размеры накопления и темпы его роста зависят от объема дохода и нормы накопления в нем.


Информации, русский

Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.


Представительство, русский
  1. 1. полномочия, основанные на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления, заключать сделки от имени другого лица (представляемого), которые создают, изменяют и прекращают гражданские права

  2. 1) правоотношение, содержание которого составляет право одного лица (представителя) действовать в интересах и за счет другого лица (представляемого), возникающее в силу односторонней сделки (выдачи доверенности), двусторонней (заключения договора), либо в силу закона. институт п. известен ряду отраслей права и международному праву, в связи с чем его иногда называют межотраслевым институтом. из п. 1 ст.182 гк рф следует, что необходимый и специфический признак гражданско-правового п. - выступление одного лица от имени и в интересах другого в пределах предоставленных полномочий. в то же время п. 1 не содержит самого понятия п. это связано с тем, что в науке гражданского права оно до сих пор не выработано. если в гражданском праве п. связано с совершением юридических действий от имени представляемого, порождающих для него обязательные юридические последствия, то в уголовном, гражданском и арбитражном процессе представителями именуются лица, которые оказывают представляемому юридическую помощь, действуя при этом от собственного имени, хотя и в интересах представляемого. представитель в гражданском процессе выступает от имени представляемого лишь в случае, когда совершает юридические действия, порождающие для представляемого определенные юридические последствия(на-. пример, заключение мирового соглашения). во всех иных случаях (составление процессуальных документов, выступление с речью в суде и др.) судебные представители действуют от собственного. имени в интересах представляемого. вопрос о том,следует ли рассматривать. гражданско-процессуальное п. как одну из разновидностей общегражданского п. или как самостоятельный вид п., является дискуссионным. но в связи с тем, что внутренние отношения представительства (между представителем и представляемым) в гражданском процессе регулируются нормами материального, а внешние (между представителем и судом (арбитражным судом)) - нормами процессуального права, следует признать, что гражданско-процессуальное п. являет собой институт, содержащий нормы и материального и процессуального права.

  3. , в гражданском праве: 1) совершение сделок и иных юридических действий одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица на основании доверенности, административного акта или закона. 2) представительство юридического лица - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство его интересов, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия.


Изображение, русский
    Изображение, вид, лик, икона, образ, картина, портрет, карточка, снимок, слепок, фигура, изваяние, кумир, статуя, бюст, силуэт; копия, подражание; описание, представление, проявление. ср. вид и рисунок. , картина, отражение, рисунок


Представления, русский

Шопенгауэр, русский
  1. (schopenhauer) артур (1788-1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. в главном сочинении "мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" и. канта) предстает у шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. пессимистическая философия шопенгауэра получила распространение в европе со 2-й пол. 19 в.

  2. (schopenhauer) артур (22 февраля 1788 , данциг, ныне гданьск - 21 сентября 1860, франкфурт-на-майне), немецкий философ-иррационалист (см. иррационализм). в его основном произведении "мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".детство и юностьартур шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. отец философа, генрих флорис шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. его мать, иоганна генриетта шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). в детстве будущий философ не получил систематического образования. его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в гавр, где артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. после непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по европе в образовательных целях. это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". в 1805 артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. однако после смерти отца (к нему шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. в 1809 он становится студентом-медиком геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует платона и канта. с 1811 в берлинском университете слушает лекции ф. а. вольфа по истории греческой и латинской литературы, шлейермахера - по истории философии, фихте - по философии; докторскую диссертацию "о четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в йенском университете в 1813.зрелость. главный трудв 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, шопенгауэр поселяется в дрездене. здесь он пишет трактат "о зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с гете, с которым он встречался в 1813-14 в веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "мир как воля и представление". судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. вслед за этим шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение гегеля.с 1831 философ обосновывается во франкфурте-на-майне. все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. несмотря на успех его последней работы ("парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."мир как воля и представление"считая себя учеником канта, шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. в живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.в противовес лейбницу шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". мировая история не имеет смысла. страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. в основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). в уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.критикуя язык современной ему школьной философии, шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное жан поль, ф. кафка, т. манн). пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. влияние его испытали в германии р. вагнер, э. гартман, ф. ницше, т. манн и др., в россии - л. толстой, а. фет и др.сочинения:полн. собр. соч. м., 1900-10. т. 1-5.собр. соч. м., 1992. т. 1.соч. м., 1993. т. 1-2.samtliche werke. 3. aufl. wiesbaden, 1972. bd. 1-7.der handschriftliche nachlass. frankfurt am main, 1966-75. bd. 1-5.литература:фишер к. артур шопенгауэр: пер. с нем. м., 1896.фолькельт и. артур шопенгауэр, его личность и учение: пер. с нем. спб., 1902.грузенберг с. о. артур шопенгауэр. личность, мышление и миропонимание. спб., 1912.быховский б. э. шопенгауэр. м., 1975.чанышев а. а. человек и мир в философии артура шопенгауэра. м., 1990.ницше ф. шопенгауэр как воспитатель: пер. с нем. // избр. произведения. м., 1993.simmel g. schopenhauer und nietzsche. leipzig, 1907.mann th. schopenhauer. stockholm, 1938.abendroth w. arthur schopenhauer in selbstzeugnissen und bilddokumenten. leck; schleswig, 1967.hubscher a. denker gegen der strom. schopenhauer: gestern - heute - morgen. bonn, 1973.pisa k. schopenhauer. kronzeuge der unheilen welt. wien; berlin, 1977.weimer w. schopenhauer. darmstadt, 1982.schirmacher w. schopenhauer bei neuren philosophen. frankfurt am main, 1988.а. а. чанышев

  3. (schopenhauer) артур (род. 22 февр. 1788, данциг – ум. 21 сент. 1860, франкфурт-на-майне) – нем. философ. после прерванной им педагогической деятельности в берлине (с 1820) был приват-доцентом во франкфурте-на-майне (с 1832). его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «мир как воля и представление», 1819). все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. но этого познания, по шопенгауэру, недостаточно. мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? в этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. воля есть вещь в себе. дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, землю – к солнцу. и только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на вагнера и ницше. воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. со всей силой своего красноречия шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. сострадание является фундаментом морали. чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает шопенгауэр, равным образом и к животным. кроме указанной работы, шопенгауэром написаны: «ьber die vierfache wurzel des satzes vom zureichenden grunde», 1813 (рус. пер. «о четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «ьber den willen in der natur», 1836 (рус. пер. «о воле в природе», 1892); «die beiden grundprobleme der ethik», 1841 (рус. пер. «две осн. проблемы этики», 1896); «parerga und paralipomena», 2 bde., 1851 (рус. пер. «афоризмы и максимы», 1891 – 1892).


Модальный оператор возможности, русский
    Лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). модальный оператор необходимости лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.)


Разрыв, русский
  1. Использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерывания или окончания совещания или разговора.

  2. Разрыв , отверстие

  3. (лат.) — прорыв. р. ткани или органа бывают полные и частичные (надрыв).

  4. В геологии - образование крупных трещин в горных породах, сопровождаемое перемещением их разорванных частей относительно друг друга