Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Существование

  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Бытие, русский
  1. Бытие, бытность, существование, пребывание, присутствие, наличность. ср. жизнь, присутствие.

  2. , первая книга пятикнижия, излагающая мифологические представления древних евреев о создании вселенной, земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.

  3. , философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

  4. – философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «я есть»). при этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (н. гартман). идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. от бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. в противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. в противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. в этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. в теологическом мышлении бог является вечным творцом этого бытия (см. творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя, в энергетическом – энергия. согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всем многообразии сущего. в др. понимании бытие (согласно формуле аристотеля: to on ha on) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия – возможность, действительность и необходимость. говорят также и о «слоях бытия» (см. учение о слоях). «бытие – это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. но последнее никогда не может быть определено. определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (n.hartmann, zur grundlegung der ontologie, 1941). согласно хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», – благодаря этому раскрывается бытие. для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. экзистенциализм, фундаментальная онтология). бытие – «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. в этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно хайдеггеру, «смысл бытия». подобный смысл может проявляться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. настроение). смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (m. heidegger, was ist metaphysik, 1949). у сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. в качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». в древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. предложение), как «hie leo» (»здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.

  5. -в-себе – в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. с точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом. в экзистенциализме сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. бытие-в-себе означает: «бытие есть то, что оно есть» («l`etre est се qu`il est»). это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. поэтому появление человеческого существования означает, что... быти


Состояние, русский
  1. Совокупный результат поведения объекта; одно из стабильных условий, в которых объект может существовать, охарактеризованных количественно.

  2. Ваши чувства, ваше настроение. единство неврологических и физических процессов, протекающих в индивидууме в любой момент времени. состояние, в котором мы находимся, оказывает влияние на наши способности и интерпретации опыта.

  3. Состояние , добро, имущество, положение, сословие , быть в состоянии что-л. сделать, в состоянии легкого опьянения, приводить в цветущее состояние, расстроить состояние

  4. В самом общем виде – характеристика любой системы, отражающая ее положение относительно координатных объектов среды.

  5. – по хайдеггеру, действующая в человеке настроенность (настроение), на которую он сам не может оказывать воздействия, но которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания. состояние человека есть исходный момент нашего существования (см. экзистенция).

  6. Совокупность стабильных значений переменных параметров объекта или системы.

  7. 1) абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта. состояние характеризуется тем, что описывает пере- менные свойства объекта. 2) категория научного познания, характеризующая способность движущейся материи к проявле- нию в различных формах с присущими им существенными свой- ствами и отношениями. [124].


Existens, шведский

Bestånd, шведский

Tillvaro, шведский

Ex(s)istentia [ae, f], латинский

Existence, английский
    Существование


Умирать, русский
    Умирать, помирать, мереть, скончаться, испускать дух, пасть (на поле сражения), погибать, преставиться, отойти в вечность (в горняя, в лоно авраама), переселиться в лучший мир, отдать богу душу, предать дух, испустить дух (дыхание, душу, последний вздох),


Наличие, русский
    Наличие , при наличии


Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Жизнь, русский
  1. Жизнь, существование, житье, житье-бытье, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгая жизнь, долгоденствие, долголетие, многолетие. славное житье; не житье, а масленица. бренное существование. она весь век свой трудилась. он провел дни свои благополучн

  2. 1. совокупность явлений, происходящих в организмах. с позиций материализма – особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. физиологическое существование живого организма. 3. деятельность су

  3. 1. совокупность явлений, происходящих в организмах. с позиций материализма – особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. физиологическое существование живого организма. 3. деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

  4. – то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.


Факт, русский
  1. Факт , быль, случай

  2. 1. действительное, невымышленное явление, происшествие, событие. 2. твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего заключения, вывода, для проверки некоего предположения, гипотезы. 3. действительность, реальность; нечто, существующее ре

  3. 1. действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное на опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения; 2. действительность, реальность, то что объективно

  4. 1. действительное, невымышленное явление, происшествие, событие. 2. твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего заключения, вывода, для проверки некоего предположения, гипотезы. 3. действительность, реальность; нечто, существующее реально.

  5. (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – 1) событие; фактический – действительный; фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). фактор- воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; причина; 2) сделанное, совершившееся; противоположность – cogitatum или dictum – помысленное или сказанное: находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим. первоначально – «положение вещей» или «состояние дел», порождаемое деятельностью. понятие «факт» предполагает объект, предмет, который в его данности, во всяком случае, всегда согласуется с переживаниями субъекта. поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект, с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом. наиболее распространено это понятие в философии позитивизма, но и здесь оно варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь естественного закона. по м. шелеру, «чистые факты» можно было бы узнавать по тому, как при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, они сохраняются как нечто позитивное, тождественное; однако еще не установлено, имеются такие факты или нет; см. видимость (достоверная видимость). особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

  6. (от лат . factum - сделанное, совершившееся),..1) в обычном смысле - синоним понятий "истина", "событие", "результат"...2) знание, достоверность которого доказана...3) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание.


Явление, русский
  1. , выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остается неизменным.

  2. , см. сущность и явление.

  3. – вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). с точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. в философии канта явление – коррелятивное понятие к «вещи-в-себе»; однако поэтому, согласно канту, нет просто видимости, а есть «вещь-в-себе», которая фактически предстает перед познающим субъектом. н.гартман говорит: сущее в себе (см. познание) есть являющееся в явлении. иначе явление было бы пустой видимостью. (кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта. «я познаю нечто» и «нечто является мне» – два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. видимость). противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также иллюзионизм, феноменализм.

  4. Эффект, воспринимаемый чувственно или с помощью технических средств измерений.




Экзистенция, русский
    (от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него. у хайдеггера экзистенция – это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее» («was ist metaphysik?», 1949); это сущее человек; переносить что-нибудь имеет значение «заботиться о чем-нибудь» (см. забота). см. также мир, экзистенциализм.


Центральная, русский

Экзистенциализм, русский
  1. (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в россии, после 1-й мировой войны в германии, в период 2-й мировой войны во франции, а после войны в других странах. идейные истоки - учение кьеркегора, философия жизни, феноменология. различают религиозный экзистенциализм (к. ясперс, г. марсель, н. а. бердяев, л. шестов, м. бубер) и атеистический (м. хайдеггер, ж. п. сартр, а. камю). центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. оказал значительное влияние на литературу и искусство запада.

  2. (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в россии, германии, франции и др. странах. нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология хайдеггера ("sein und zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение к. ясперса («philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм ж. п. сартра, который впервые ввел это название как термин («l`etre et le neant», 1943). его философия – это самостоятельное преобразование взглядов хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. исходным пунктом экзистенциализма является философия кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в россии (шестов, бердяев), после первой мировой войны в германии (хайдеггер, ясперс, бубер): понятие экзистенциализма впервые введено к. ясперсом («die geistige situation der zeit», 1931), наиболее четко выразил его мартин хайдеггер. для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (дильтей), обращение к объекту (гуссерль), возрождение метафизики (н. гартман) и идея философской антропологии (шелер). во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во францию, где он представлен гл. о. жаном полем сартром и габриэлем марселем. одиночество человека перед лицом бога, признанное кьёркегором (см. диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. состояние, страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. решимость). экзистенциализм антирационалистичен. он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также мышление по воспоминанию). экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. только такому «мыслителю» (см. установка) открывается истина, существенное в вещах. рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. существование- «выходит в мир». благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. интенция). согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также коммуникация). существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также фактичность, историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного man (см. также забвение), благодаря man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. в смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. согласно ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. осн. различие между хайдеггером и ясперсом заключается в том, что ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. экзистенциализм хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. понимание сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). экзистенциализм марселя – христ., близкий к экзистенциализму ясперса. экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего р. м. рильке в своих поздних произв. и франц кафка в своих романах «процесс» (1915) и «замок» (1922).


Видеться, русский
    Видеться , казаться


Спешный, русский
    Спешный, неотложный, безотложный, нужный, безотлагательный, настоятельный, немедленный, срочный, не терпящий отлагательств. это очередной, назревший вопрос. дело спешное, к спеху. ср. скорый.