Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Социология

  1. (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. она является наукой о социальном (см. социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. в 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (фрайер). начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является конт, в трех последних томах шеститомного «курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. конт ввел в употребление также и сам термин «социология». он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». в соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. последователями конта были такие англ, философы, как герберт спенсер («the study of sociology», 1873) и джон стюарт милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. главным последователем конта в германии был альберт шеффель (1831 – 1903). значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории гегеля, из которой к. маркс развил свой исторический материализм. в новейшей социологии различаются, по бюлову (в «wцrterbuch der soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)математическое направление (прежде всего парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). если уже сен-симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице конта, спенсера и дж. ст. милля. энергетическая трактовка оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. если уже платон, аристотель, фома аквинский, макиавелли, альтузий, воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. романтики шеллинг и гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. конт, спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. большое влияние имели здесь ж. гобино и ф. гальтон («hereditary genus», 1869). 5) антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до бодена, монтескье, гердера, гумбольдта, бокля и др. сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах гумбольдта, лацаруса, штейнтоля, бастиона, вундта, леви-брюля, л. г. моргана, турнвальда и др. 6) историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. в центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. представителями этих направлений являются в первую очередь кондорсе, сен-симон, конт, пауль барт, оппенгеймер, а также альфред вебер, к. мангейм, шелер, трёльч и фрейер. 7) психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. если у конта и спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания тарда и психология масс лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как мак-дугалл, фиркандт, теннис, зиммель. 8) универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. предшественником его является фома аквинский, главный его представитель о. шпанн – последователь адама мюллера, социал-философа романтики. социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. материализм исторический). теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (в. г. риль и др.). 10) фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». главным представителем этой концепции является г. зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. близко к этому направлению стоят штаммлер, фиркандт и л. фон визе. в учении о связи л. фон визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. оно возникло из философии и особенно разрабатывалось гуссерлем, шелером и хайдеггером. его фундаментом является 4 феноменология духа» гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь шелер, литт и фиркандт. 12) с о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. направление разрабатывалось максом вебером, зомбартом, оппенгеймером. своим соч. " ьber einige kategorien der verstehenden soziologie» макс вебер открывает новое направление, к которому близки также зомбарт и хайдеггер. 13) к у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – виндельбанд, риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. понятие «культура» было перенесено бэконом и гоббсом на воспитание, а пуфендорфом – на общество, вико, руссо, монтескье, вольтер, гаманн, гердер и кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. дильтей, бурхард, ницше, шпрангер, демпф мангейм и прежде всего альфред вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. особенно развита она в сша. ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. осн. цель всего этого – практическая применимость. специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

  2. (от лат . societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (платон, аристотель и др.), продолжались в философии истории. создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в. пытался о. конт (ввел и сам термин). в 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. концепции крупнейших социологов (ф. тенниса, г. зиммеля, э. дюркгейма, в. парето, м. вебера, т. веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. с 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).


Sociologi, шведский



Социальный, русский
    (от лат. socialis общий, общественный) – название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер. противоположность – асоциальный. см. также социализм.


Образования, русский
    Плазмолеммы


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Возникновение, русский
    Возникновение , начало, происхождение


Исчезновение, русский
    Исчезновение , гибель


Первоначально, русский

Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Socka, шведский

Sociologi, шведский