Глоссарий





Новости переводов

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Adumbratio [onis, f]

Русско-латинский словарь


    Эскиз, русский
    1. Предварительный набросок иллюстрации.

    2. Эскиз, очерк, набросок, этюд. , картина, книга, очерк

    3. Предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

    4. (франц . esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

    5. Предварительный набросок, содержащий основу проектного замысла

    6. План здания, сооружения, земельного участка без детальной проработки его элементов


    Оттенок, русский
    1. Характеристика цвета, которую мы воспринимаем по его доминирующей длине волны излученного или отраженного света.

    2. Оттенок , вид

    3. – в феноменологии один из способов проявления вещи. каждой вещи соответствует большое количество форм, в которых она может быть воспринята и в которых может найти свой «оттенок».


    Очерк, русский
    1. Очерк, набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. , книга, эскиз

    2. ,1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.


    Проект, русский
    1. Уникальное предприятие, предполагающее координированное выполнение взаимосвязанных действий из различных функциональных областей, для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений

    2. Разработанные чертежи постройки.

    3. Проект , намерение, план

    4. 1. ограниченное во времени и относительно сложное задание (типа возведения здания "под ключ", разработки новой продукции или технологии и т. п.). разработка п. предполагает оценку проектных затрат. она производится на основе различных методов ка

    5. (от лат . projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) предварительный текст какого-либо документа. 3) замысел, план.

    6. Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринимаемый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям и включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам

    7. Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. проектирование и разработка (design and development) – совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс или систему.

    8. Планируемая в долгосрочной перспективе неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями. характеризуется отношениями «заказчик–исполнитель».

    9. Совокупность данных о переводе данного документа или группы документов (выбранная база тм, терминологический словарь, участники, специальные настройки, ресурсы и т.п.)


    Набросок, русский
      Набросок , очерк, эскиз




    Adumbratio, латинский

    Этика, русский
    1. Наука, изучающая мораль.

    2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

    3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

    4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

    5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

    6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я


    Epocha [ae, f], латинский