Глоссарий



Новости переводов

30 октября, 2020

Старший преподаватель Массачусетского технологического института Кристин Сох интегрирует компьютерные науки и лингвистику

30 октября, 2020

Лингвистическая помощь: "Впадлу" или "в падлу" - как правильно?

29 октября, 2020

"Общий североанглийский акцент" сформировался среди городского среднего класса, считают исследователи

29 октября, 2020

Лучший возраст для изучения второго языка

29 октября, 2020

Грамматические огорчения

29 октября, 2020

Обобщенное аддитивное моделирование как сравнительно новый метод анализа для точной оценки результатов изучения языка.

29 октября, 2020

Новый взгляд на древние книги




Поиск в глоссариях:  

Евразийство

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. Научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве евразии (н. трубецкой, п. савицкий, г. флоровский, м. шахматов, г. вернадский и др.).

  2. , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. началом движения стал выход сборника "исход к востоку" (софия, 1921) молодых философов и публицистов н. с. трубецкого, п. н. савицкого, г. в. флоровского и п. п. сувчинского. историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (н. я. данилевский, н. н. страхов, к. н. леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы россии и запада и трактовала россию как "евразию", особый срединный материк между азией и европой и особый тип культуры. на 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (сувчинский, л. п. карсавин, п. с. арапов, т. п. святополк-мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры государственного политического управления (н. н. ланговой, с. я. эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.




Естественное право, русский
  1. Одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государс

  2. , понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. идея естественного права получила развитие в античном мире (аристотель, цицерон). особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. развивалось в произведениях дж. локка, ж. ж. руссо, ш. монтескье, д. дидро, а. н. радищева и др.

  3. – подготовленный отдельными софистами, сократом, платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. заложено в самой сущности человека; согласно учению стой и родственных направлений, а впоследствии также и просветителей 17 и 18 вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. с точки зрения христианства, особенно в схоластике и неосхоластике, естественное право является следствием божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. чуждое церковному толкованию учение о естественном праве особенно бурно развивалось в 17 и 18 вв.; его главными представителями являются боден, альтузий, гроций, гоббс, пуффендорф, томазий, лейбниц, христиан вольф и кант, хотя по частным вопросам их взгляды нередко значительно расходятся. в 19 в. понимание права как естественного отступило на второй план, в частности в результате соперничества с «исторической школой права» (см. историзм), которая признавала только «позитивное» право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся; см. философия права.


Дхарма, русский
  1. В древней индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна.

  2. (санскр .), 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) в буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

  3. (санскр., пали – дхарма, ведущий принцип) – в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее.