Глоссарий





Новости переводов

20 мая, 2024

Особенности редактирования презентации в формате pptx

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Лейб­гвардия

Сокращения


    Л.­гв., русский



    Гварди, русский
      (гуарди) (guardi) франческо (1712-93) , итальянский живописец. представитель венецианской школы. религиозные, мифологические, исторические картины ("александр перед телом дария"), поэтические виды венеции со сценами городской жизни ("подъем воздушного шара", 1784). виртуозно передавал игру света и тени, влажный воздух, растворяющий очертания предметов.


    Гвардини, русский
    1. (гуардини) (guardini) романо (1885-1968) , немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. выступал против нацистского антисемитизма ("христианин перед лицом расизма", 1939). работы о сократе, данте, ф. гельдерлине, ф. м. достоевском, р. м. рильке.

    2. (guardini) романо (род. 17 февр. 1886, верона – ум. 2 окт. 1968, мюнхен) – итал.-нем. философ; с 1929 по 1939 – профессор в бреслау и берлине, с 1947 – в мюнхене. в своих произв. пытается объяснить жизнь с позиций католицизма. одно из главных свойств жизни – наличие противоположностей («der gegensatz. versuche einer philos. des lebendig-konkreten», 1925). противоположность есть «факт взаимного исключения и одновременно включения». в работе «unterscheidung des christlichen» (1935) он изображает христианство как нечто отличное от религии. его интерес направлен гл. о. на экзистенциальную проблему – каким образом такой конкретный человек, как христос, вошел в мир и находится в нем. в этом смысле он анализирует христ. веру великих людей («christi. bewuяtsein, versuche ьber pascal», 1934; «die bekehrung des aurelius augustinus, der innere vorgang in seinen bekenntnissen», 1936; «hцlderlin», 1939). др. произв.: «das gute, das gewissen und die sammlung», 1929; «zu r. m. rilkes deutung des daseins», 1941; «der herr», 1937; «die offenbarung», 1940; «freiheit, gnade, schicksal. drei kapitel zur deutung des daseins», 1948; «der tod des sokrates», 1947; «das ende der neuzeit», 1950; «glдubiges dasein», 1951; «die macht», 1951.


    Гвардия, русский
    1. Отборная привилегированная часть войска. возникла в 90-е гг. xvii в. из бывших «потешных» преоб-раженского и семеновского полков петра i.сыграла видную роль в дворцовых переворо

    2. Первоначально – личная охрана главы госу-дарства, военноначальник

    3. (итал . guardia), отборная привилегированная часть войск. появилась в италии (12 в.), во франции (нач. 15 в.), затем в англии, швеции, россии, пруссии (17 в.) и других. в россии гвардия (лейб-гвардия) создана петром i в 90-х гг. 17 в. в нач. 20 в. состояла из 13 пехотных, 4 стрелковых и 14 конных полков и др. частей. в 1918 упразднена. в период великой отечественной войны части, корабли, соединения и объединения советских вооруженных сил, отличившиеся в боях, были удостоены звания гвардейских.


    Гвардия, казахский
      Гвардия


    Гвардия людова, русский
      (gwardia ludowa) , в 1942-43 военная организация польской рабочей партии в оккупированной фашистской германией польше. 1 января 1944 реорганизована в армию людову.


    Гвардия, гвардейский, русский

    Гвардиян (вардиян), русский
      Нижний чин на военном корабле, передающий команде приказания дежурного офицера.


    Гвардияшы, казахский
      Гвардеец


    Лейб-гвардия, русский
      , личная охрана монарха и почетное наименование отборных воинских частей в некоторых странах с монархической формой правления. в россии учреждена в кон. 17 в. петром i. позднее лейб-гвардией называли многие гвардейские части российской армии. частица "лейб" прибавлялась также к названию некоторых армейских полков.


    Лейбе-ригеля, русский

    Лейбл, русский
      Этикетка, стикер, которыми маркируют изделие.


    Лейбль, русский
      (leibl) вильгельм (1844-1900) , немецкий живописец. в реалистических портретах и сценах патриархального быта крестьян баварии ("неравная пара", 1876-77) стремился к воссозданию сильных характеров; в поздних произведениях живопись лейбля становится мягкой, насыщенной светом и воздухом ("прядильщица", 1892).


    Лейбниц, русский
    1. (leibniz) готфрид вильгельм (род. 1 июня 1646, лейпциг – ум. 14 нояб. 1716, ганновер) – нем. философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых 17 в. сначала находился под влиянием своих учителей – якоба томазия (лейпциг) и эргарда вейгеля (йена), позднее – канцлера майнцского курфюрста иоганна христиана фон бойнебурга (перешедшего в др. веру); при нем (1667-1674) лейбниц состоял на службе у майнцского курфюрста (отсюда его постоянные усилия по установлению соглашения между протестант, и католич. церковью), тогда же (в 1672-1676 – в париже, в 1673 – в лондоне), устанавливая связи с учеными, лейбниц заложил основания академии наук в берлине (1700; действуя здесь гл. о. через королеву софью шарлотту прусскую), вене и петербурге (1711). в 1676-1716 находился на службе в ганновере, будучи с 1696 политическим советником по внешним делам (в 1683 вышло его соч., направленное против людовика xiv, – «mars christianissimus») и историографом дома вельфов, которые так и не оценили по заслугам его сорокалетней, испытанной в самых конфиденциальных миссиях службы. «его жизнь протекала в неутомимой деятельности, но эта деятельность не была целеустремленной, а жизнь его была «монадической», уединенной, вне сложившегося круга профессуры; однако лейбниц всегда был живо связан со многими исследователями. так случилось, что он писал свои работы только по какому-либо определенному поводу – немногие резюмирующие наброски и бесчисленные письма. далеко не все из того, что им хранилось в ганновере, было опубликовано» (г. крюгер). период до 1680 в жизни лейбница был периодом его освобождения от неосхоластики; до этого времени он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облеченными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни «теодицея» («theodizee»), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и бога как его творца, представляет собой, по сути дела, теологию (естественную); философское соч. «новый опыт о человеческом разуме» («neuere versuche ьber den menschlichen verstand») появилось в печати только после смерти лейбница (1765, окончено 1704). взгляды лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, – как наглядной, так и абстрактной, – системы, которую лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно. осн. мысли лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой вселенной; 3) гармоничность вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие вселенной; 5) динамичность осн. состояния вселенной. исходя из схоластического учения о всеобщей метафизической сущности (formae substantiates), лейбниц поднимается до принципа наличия творческого мышления у индивидуальных субстанций. математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность. в тесной связи с учением декарта о ясном и отчетливом познании, или мышлении, нерешенными проблемами которого он занимался, лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. в области естественнонаучной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). с др. стороны, он дошел до различения абстрактных истин и истинности фактов. наиболее знаменито учение лейбница о монадах (монадология); монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. различие монад состоит в различии их представлений. бог есть первомонада, все др. монады – ее излучения. то, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. душа – тоже монада. минералы и растения – как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям, бог же обладает исключительно адекватными, т.е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. учение лейбница о монадах дополняется его учением о «предустановленной гармонии». согласно ему, бог создал все субстанции т. о., что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. и учение о монадах, и учение о предустановленной гармонии имеют значение, по лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада – как для них самих, так и для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. кроме школы лейбница – вольфа, он оказал влияние также на гердера, гёте, шиллера и нем. идеализм, а позднее – на гербарта и лотце. печатные издания его трудов: соч. в 7 тт., 1890; соч., в 5 тт., 19041916; соч. в 40 тт., 7 сериях, с 1923; в 1949 издана «protogaca»; в 1950-1952 «allgemeiner, politischer und historischer briefwechsel»; «textes inedites d`apres les manuscripts de la bibliotheque de hanovere», 1948; избр. соч., 1949. с 1926 существует лейбницевское общество (местопребывание – берлин, академия наук); в 1928 основан архив лейбница.

    2. (leibniz) готфрид вильгельм (1646-1716) , немецкий философ, математик, физик, языковед. с 1676 на службе у ганноверских герцогов. основатель и президент (с 1700) бранденбургского научного общества (позднее - берлинская ан). по просьбе петра i разработал проекты развития образования и государственного управления в россии. реальный мир, по лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии ("монадология", 1714); существующий мир создан богом как "наилучший из всех возможных миров" ("теодицея", 1710). в духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики ("новые опыты о человеческом разуме", 1704). предвосхитил принципы современной математической логики ("об искусстве комбинаторики", 1666). один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.


    Л. д., русский

    Л.­гв., русский