Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

07 февраля, 2024

Ghostwriting vs. Copywriting

30 января, 2024

Preparing a scientific article for publication in an electronic (online) journal

20 декабря, 2023

Translation and editing of drawings in CAD systems

10 декабря, 2023

About automatic speech recognition

30 ноября, 2023

Translation services for tunneling shields and tunnel construction technologies

22 ноября, 2023

Proofreading of English text



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Scientific

  1. Computer, incorporated фирма «сайентифик компьютер ин- корпорейтед» _sci ship-controlled intercept перехват при наведении с корабля

  2. A научный


Научный, русский
  1. Научный , ученый

  2. , -ая, -ое туялан


Sci, английский
  1. Scientific

  2. Site of community importance

  3. Сайт общественного значения

  4. Special customs information (cimp)

  5. Superior contribution increase (faa)

  6. Standard contract interpretation




Incorporated, английский
  1. Встроенный, вмонтированный

  2. Встроенный


Controlled, английский
  1. Управляемый; регулируемый

  2. Управляемый

  3. Подконтрольный (о предприятиях)


Научный, русский
  1. Научный , ученый

  2. , -ая, -ое туялан


Наука, русский
  1. Наука, учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль. испугался бездны премудрости. вот тебе, щука, наука! это мне памятка вперед. ср. учение. , предупреждение, учение , недалек в какой-л. науке, служитель нау

  2. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемы

  3. Тoдoм, тoданбур, тoдoс

  4. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. теория является самой развитой формой научного знания. собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. при этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. наука не ограничивается чистым теоретизированием. ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. основной механизм развития научного знания – исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она – не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма).

  5. (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. наука образует сущность человеческого знания; по канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. гипотеза, теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. в отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (аристотель). в анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе – наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного – к общему, а при помощи дедукции – от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. метод). прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. система) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. наукой в истинном смысле является наука о мире. по отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. но наметить предметные области – значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... при этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (хайдегтер). и именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. рационализм). такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. в западной европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. европейская философия). наука в дневнегреч. культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием аристотеля и его школы, таких великих врачей, как гиппократ, гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. в эпоху христ. средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. эта новая форма приобрела столь большое значение, что кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. в особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. с развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. в результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого. рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений – в места по подготовке специалистов. из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но гл. о. кризисом самих ученых. «ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (ясперс). некоторые мыслители (напр., такие, как фр. бэкон, лейбниц, даламбер, кант, в. вундт, б. эрдман, оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. studium generate). частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

  6. , сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). в развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. см. научно-техническая революция.

  7. Систематическое наблюдение и/или эксперимент для объяснения и предсказания природных явлений, нацеленные на установление, приумножение или подтверждение знания. наука использует наблюдения1 и/или эксперименты для логических выводов, формулирования и проверки гипотез и для получения выводов, которые могут быть обобщены (имеют более широкое значение), выражены в законах и принципах, поддающихся проверке. наука развивается через предположения, интуицию, гипотезы, опровержения дедуктивных выводов из гипотез и, в конечном итоге, через проверку гипотезы путем индукции1,2. иногда надзор обобщающий 140 наука претерпевает изменение парадигмы, когда давно установленные принципы и законы ниспровергаются новым открытием3. 1 popper k. the logic of scientific discovery. 11th ed. london: hutchinson, 1983. 2 medawar р. induction and intuition in scientific thought. philadelphia; am philos soc, 1969. 3 kuhn t. the structure of scientific revolutions. 3rd ed. chicago: university of chicago press, 1996.

  8. Это сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания.

  9. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению

  10. Деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности в виде системы полученных знаний