Глоссарий



Новости переводов

03 декабря, 2020

Птицы разделяют ген "языка" с людьми

03 декабря, 2020

Редакторский отдел бюро переводов Фларус опубликовал глоссарий в области магнитной гидродинамики

02 декабря, 2020

"Период полураспада" неправильных глаголов английского языка

02 декабря, 2020

Как редактировать и переводить файлы .properties?

01 декабря, 2020

Детский разговор универсален

01 декабря, 2020

Популярные языки в переводах за ноябрь 2020

30 ноября, 2020

Генетическая основа языковых тонов




Поиск в глоссариях:  

Интроспекция

Глоссарий по философии
  1. Метод самонаблюдения.

  2. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использова

  3. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. согласно дж. локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. на первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством – рефлексией. итак, даны два важных утверждения:

  4. (от лат. introspectare – смотреть внутрь) – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. в дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая томаса гоббса, джона локка, джорджа беркли, дэвида юма, джеймса милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии вильгельма вундта, освальда кюльпе, э. б. титченера. для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. в этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. вундт и титченер, так же как и кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. франц брентано и кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. к 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. в действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

  5. (от лат . introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.




Наблюдения, русский

Самонаблюдение, русский
  1. – непосредственный подход к (собственному) сознанию, вообще к психическому; при этом также непосредственный источник для всякой психологии (см. также вчувствование). трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными).

  2. (интроспекция) , наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (в. вундт, э. титченер и др.).


Моноспекция, русский
  1. Объединяющий термин для обозначения интроспекции и экстраспекции в определенном смысле – как наблюдения за внешними событиями, их регистрация, коя в то же время есть регистрация собственных ощущений наблюдателя, – и как наблюдения за собственными внутренн

  2. Объединяющий термин для обозначения интроспекции и экстраспекции в определенном смысле – как наблюдения за внешними событиями, их регистрация, коя в то же время есть регистрация собственных ощущений наблюдателя, – и как наблюдения за собственными внутренними психическими состояниями. главное здесь – не в локализации, внешней или внутренней, переживаемых событий, а в различных подходах к сознанию – как к единому либо «удвоенному» процессу. традиционно понимание интроспекции предполагает отношение к нему как «удвоенному» процессу, включающему наблюдение за собственным наблюдением.


Инструментов, русский
    Энтеротома и гастрорафиотома - при формировании кишечного или желудочно-кишечного


Деятельность, русский
  1. Операция, выполнение которой требует некоторого времени.

  2. Деятельность , деятельный

  3. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация оп

  4. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. в ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. в деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. в содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. в структуре деятельности выделяются:

  5. , специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.


Корреспондентная теория истины, русский
    «классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.


Индукция, русский
  1. (от лат. inductio наведение) процесс логического вывода, основанного на переходе от частных посылок эмпирического характера, т. е. выводимых из опыта или сводимых к чувственным данным (ощущениям, восприятиям), к общим заключениям.

  2. Движение знания от единичных утверждений к общим положениям. тесно связана с дедукцией. логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. движение от

  3. Движение знания от единичных утверждений к общим положениям. тесно связана с дедукцией. логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами и строением мыслительной деятельности в целом. пример экспериментальных исследований индуктивных рассуждений – опыты с образованием искусственных понятий.

  4. (от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. противоположность – дедукция. знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, – это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. метод индукции в простейшем случае: из того, напр., обстоятельства, что s и p (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. это заключение является, конечно, лишь вероятным, но не абсолютно достоверным. индуктивным выводом является, напр., следующий: «золото, серебро, железо и др. суть металлы. золото, серебро, железо и др. тяжелее воды. следовательно, все металлы тяжелее воды». вывод был правильным до тех пор, пока не открыли калий. индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже сократ (в области морали) и эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается фрэнсисом бэконом, юэллом, джоном стюартом миллем и др. она состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности. индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции; особенно большое значение имеет индукция для естественных наук. фрэнсис бэкон говорит в «новом органоне» (1620), что эмпирия не поднимается над отдельным, она всегда движется лишь от опыта к опыту, от наблюдения к наблюдению; напротив, индукция из наблюдений и опытов выводит причины и общие положения, а потом снова проводит новые опыты и наблюдения на основе этих причин и общих положений или принципов.

  5. , в биологии -1) взаимодействие процессов возбуждения и торможения; торможение в группе нейронов вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная индукция), которое индуцирует торможение (отрицательная индукция)...2) воздействие путем контакта одних частей зародыша, т. н. индукторов, на другие его части; определяет направление их развития.

  6. (от лат . inductio - наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов (см. дедукция).

  7. Любой метод логического анализа, который идет от частного к общему. безошибочного метода логических суждений не существует, однако общие теории требуют индукции. яркие концептуальные идеи, открытия, как и обычные статистические выводы, относятся к сфере индукции. антоним — дедукция. см. medawar p.b. induction and institution in scientific thought. philadelphia: american philosophical society, 1969.