Глоссарий



Новости переводов

03 декабря, 2020

Птицы разделяют ген "языка" с людьми

03 декабря, 2020

Редакторский отдел бюро переводов Фларус опубликовал глоссарий в области магнитной гидродинамики

02 декабря, 2020

"Период полураспада" неправильных глаголов английского языка

02 декабря, 2020

Как редактировать и переводить файлы .properties?

01 декабря, 2020

Детский разговор универсален

01 декабря, 2020

Популярные языки в переводах за ноябрь 2020

30 ноября, 2020

Генетическая основа языковых тонов




Поиск в глоссариях:  

Корреспондентная теория истины

Глоссарий по философии
    «классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.




Соответствия, русский

Кумулятивизм, русский
    (от лат. cumulatio увеличение, скопление) методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается рас


Интроспекция, русский
  1. Метод самонаблюдения.

  2. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использова

  3. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. согласно дж. локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. на первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством – рефлексией. итак, даны два важных утверждения:

  4. (от лат. introspectare – смотреть внутрь) – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. в дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая томаса гоббса, джона локка, джорджа беркли, дэвида юма, джеймса милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии вильгельма вундта, освальда кюльпе, э. б. титченера. для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. в этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. вундт и титченер, так же как и кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. франц брентано и кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. к 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. в действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

  5. (от лат . introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.