Глоссарий





Новости переводов

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык

05 апреля, 2024

Как исправить все ошибки в тексте

04 апреля, 2024

Дубляж с искусственным интеллектом

02 апреля, 2024

Как вычитать веб-сайт

02 апреля, 2024

Непереводимые слова



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Конфуций

Глоссарий по лингвистике
  1. Философ древнего китая, живший в 6-5 вв. до н.э., занимавшийся толкованием древнейших текстов и лексикографией

  2. (кун фуцзы) (род. 552, куоли, около чоу, государство лу, ныне провинция шаньдун – ум. 479 до р. x., там же) – кит. философ, историк и государственный деятель, основатель кит. государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых. конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. древнего китая. несомненно, ему принадлежат лишь комментарии к книге весны и осени, истории государства лу. кроме того, приписываемые ему молвой соч. "великое учение» и «учение о середине» также лишь пересказаны им. их осн. содержание составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, – которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны; практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди; в то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «исправление имен» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. конфуцианство в 1 в, до р. x. стало государственным учением, в 9 в. после р. x. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху сун.

  3. (кун-цзы) (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. основные взгляды конфуция изложены в книге "лунь юй" ("беседы и суждения").(латинизированная форма от кит. кун фу-цзы - учитель кун), кун-цзы, кун цю, кун чжун-ни [552/551, цзоу в царстве лу (современный город цюйфу провинции шаньдун) - 479 до н. э., там же], древнекитайский мыслитель.жизнь отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. в молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. в возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства лу. в 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. миссия успеха не имела. в конце концов конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. конфуций считается первым частным учителем в китае. его известность как знатока книг "ши цзин" и "шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).учение подчеркивая свою приверженность традиции, конфуций говорил: "я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (лунь юй, 7.1). золотым веком для китая конфуций считал первые годы правления династии чжоу (1027-256 до н. э.). одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии вэнь-ваном и у-ваном, их сподвижник (брат у-вана) чжоу-гун. однажды он даже заметил: "о как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне чжоу-гуна" (лунь юй, 7.5). напротив, современность представлялась царством хаоса. нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. прототип нормального общественного устройства конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (лунь юй, 12.11). конфуций поощрял традиционный для китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.культ конфуция. конфуцианство конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (лунь юй, 11.11). однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ конфуция как первоучителя человечества. конфуцианство приобрело в китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы - "жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").уже первый император ханьской династии гао-цзу посетил в 174 могилу конфуция на его родине в цюйфу и принес в жертву быка. через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. в 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. в 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь конфуция. в начале 20 в. род конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. старший потомок конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. литература:малявин в. в. конфуций. м., 1992.переломов л. с. конфуций: жизнь, учение, судьба. м., 1993.демененко и. и. конфуций. м., 1995.г. а. ткаченко




Государство, русский
  1. Государство, империя, княжество, королевство, царство. ср. страна. , страна

  2. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществлен

  3. Центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в рамках определенной территории; обладает рядом исключительных прав - на использование насилия, н

  4. Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. главное назначение г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

  5. (страна) происхождения товара- государ ство, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке. от г.п.т. зависят размеры таможенных платежей. например, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых и раз

  6. , политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). по форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

  7. – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области. основой государства является право. кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). античные философы (особенно начиная с аристотеля) различали в качестве осн. форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию. современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является государство тоталитарное. оно – не средство для достижения цели, а самоцель (индивид – ничто, государство – все). теоретическое основание такая форма находит в обожествлении государства в философии гегеля, осуществляется же она в фашизме, национал-социализме, государственно-социалистических и коммунистических утопиях (см. левиафан). оно претендует и захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства; оно решает, что есть зло, а что – добро, что есть истина, а что – ложь, что ценно, а что – нет. на место свободы оно ставит дисциплину (см. коллектив) и превращает граждан в своих функционеров (см. функционер). философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли сократ, платон, аристотель, макиавелли, гоббс, кант, фихте, гегель, ницше и др. значительным влиянием пользовалась теория государства руссо (теория общественного договора). согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (франц. contrat social – общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; т. о. возникло государство (как правовое); всеобщая воля не идентична для руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удаленный от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. правда, руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. согласно христианско-естественно-правовой точке зрения государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель – земное благополучие его членов. законное насилие, независимо от типа государства, идет от бога. вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо. о гегелевской теории государства см. гегель.

  8. Первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. государство представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти).


Государственный, русский
  1. Государственный, правительственный, казенный.

  2. , -ая, -ое каналан


Основатель, русский
    Основатель, учредитель, устроитель. , виновник


Несомненно, русский
    Несомненно , бесспорно, действительно, конечно, непременно, точный


Комментарии, русский
    Объяснения, толкования отдельных мест издания с описаниями истории создания произведений, размещаемые в конце издания


Государства, русский
    Президент, который избирается либо непосредственно населением (мексика, панама, колумбия), либо в порядке косвенных (сша, аргентина), либо многостепенных (италия, фрг, индия) выборов. почти во всех


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.

  5. Справочный элемент издания, в котором дан перечень всех статей или отдельных произведений, входящих в издание, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются


Гуманность, русский
  1. Обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и по

  2. Мортлун, мортсям

  3. Обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и помощи. понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

  4. , любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.

  5. (от лат. humanus человечный) – человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума (уже определенных т. о. цицероном), высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению. свое обоснование и оформление идеи гуманности получили в 18 в., в эпоху неогуманизма (см. гуманизм). для канта гуманность – это «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой – возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности». для гердера гуманность есть цель человеческого развития вообще. гёте говорит о ней следующим образом: «гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух – в потребность, грацию – в силу, сердце – в величие». из долга гуманности в настоящее время выводится долг сопротивления государству при известных условиях. всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной; возникло даже понятие «преступление против человечества».


Марк теренций варрон, русский
    Древнеримский ученый, автор первой грамматики латинского языка


Кондильякэтьен де (1715-1780), русский
    Выдающийся философ и грамматист, который рассматривал язык как аналитический метод, с помощью которого говорящий упорядочивает мысли, поступающие в его сознание