Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Инстинкт самосохранения

Глоссарий по психологии
    Врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание. в психоанализе к элементарным инстинктам самосохранения относят голод и жажду.




Инстинкт, русский
  1. Совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

  2. Совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. составная часть поведения инстинктивного – наименее пластичная его компонента. у животных – генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанны

  3. — совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

  4. Совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. составная часть поведения инстинктивного – наименее пластичная его компонента. у животных – генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. ригидность инстинкта тоже целесообразна – она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. «ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность». те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов – правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. к внешним относятся специальные раздражители – стимулы ключевые. к внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. в этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно – факты спонтанного появления последних. согласно модели к. лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна. позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного – период обучения облигатного. так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное – процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. в связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. по существу, всякое действие животных – сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. в понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:

  5. (лат. – побуждение, стимул) – естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. о происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. при этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. у паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

  6. (от лат . instinctus - побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). инстинкты человека контролируются его сознанием.

  7. Целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершающаяся под влиянием основных биологических потребностей.

  8. Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. по и. п. павлову, инстинкты


Инстинкт 94, русский

Инстинктивно, русский
    Инстинктивно , бессознательно, невольно


Инстинктивное поведение, русский

Инстинктивность, русский

Инстинктивный, русский
    Инстинктивный , невольный


Инстинктивный рефлекс, русский

Приспособление, русский
  1. Приспособление , инструмент, орудие

  2. - технологическое устройство, присоединяемое к машине или используемое самостоятельно для базирования и закрепления заготовки при выполнении технологических операций.

  3. Есть два принципиально различных способов приспособления организмов к изменениям условий среды:

  4. Техническое устройство, присоединяемое к машине или применяемое самостоятельно для базирования и закрепления предметов производства при выполнении технологических операций

  5. Техническое устройство, дополняющее основное оборудование, в целях улучшения процессов, осуществляемых на данном оборудовании, повышения их качества или эффективности.


Психоанализ, русский
  1. (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый зигмундом фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. затем он был разработан фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству я, включенного в окружающий его мир. в действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. реагирование, сублимация). сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. от школы зигмунда фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) альфреда адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был к. г. юнг; см. глубинная психология. в экзистенциалистской философии сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она `является». стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

  2. (от психо ... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое з. фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). в основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "оно" (область влечений); сознательное "я", сдерживающее импульсы "оно" посредством различных защитных механизмов; "сверх-я" (область социальных норм и нравственных установок). послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.


Интеграция групповая, русский
  1. 1. состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функцион

  2. 1. состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности. 2. иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы. отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой общности. в процессе развития группы интеграция групповая выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, а также приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. в этом проявляется центральная – системосохраняющая функция интеграции групповой, обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы. отличительная особенность интегративных, процессов – в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают признаки существования. согласно экспериментам, к их числу относятся:


Иннервация, русский
  1. Проведение нервного возбуждения в различные органы.

  2. (новолат.) – нервное возбуждение; управление или, иначе, воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т. д. с помощью нервов.

  3. (от лат . in - в, внутри и нервы), связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов. различают иннервацию афферентную, или центростремительную (от органов и тканей к центральной нервной системе), и эфферентную, или центробежную (от центральной нервной системы к органам и тканям).