Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Умозаключение бессознательное

Глоссарий по психологии
  1. Термин г. гельмгольца. здесь слово умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. субъект как бы рассуждает – на самом деле подобную раб

  2. Термин г. гельмгольца. здесь слово умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. субъект как бы рассуждает – на самом деле подобную работу выполняет неосознаваемый перцептивный процесс. умозаключения бессознательные происходят при иллюзиях восприятия, когда путем их «использования» восприятие как бы убеждает себя в том, что именно оно воспринимает, хотя эти «рассуждения» приводят его к неверным выводам. однако в силу бессознательности этого процесса сознательные усилия не могут повлиять на него: субъект может понимать, что его восприятие ошибочно, но не может воспринимать иным образом.




Бессознательно, русский
    Бессознательно, безотчетно, инстинктивно, машинально, стихийно, слепо. , невольно


Бессознательное, русский
  1. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что н

  2. Психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

  3. , совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. в ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. в иррационалистической "философии бессознательного" э. гартмана - универсальная основа бытия. одно из центральных понятий в психоанализе з. фрейда и других течениях глубинной психологии; в "аналитической психологии" к. г. юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

  4. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. в бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

  5. – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. с точки зрения декарта и развивавшихся под его влиянием философских и психологических теорий периода «послекартезианских столетий», сознание является единственной формой духовной жизни. философию бессознательного создал э. гартман. новая же психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного». абсолютно бессознательным является макрокосмическое (см. макрокосмос, микрокосмос). бессознательное же в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего я не является бессознательным для субъекта, включающего это я, которого можно назвать также «душой» (или, согласно психологическому учению о слоях – см. учение о слоях, оно); см. также коллективное сознание. как я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. и действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности: 1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим; 2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса; 3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно. для современной глубинной психологии (см. глубинная психология) и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, напр., у фрейда и его школы – см. фрейдизм), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям осн. мотивов и первоформ, архетипов переживаний. согласно к.г.юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом.

  6. Совокупность психических процессов и состояния вне сознания субъекта


Бессознательное коллективное, русский
  1. Согласно к. г. юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательног

  2. Согласно к. г. юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. содержание бессознательного коллективного составляют архетипы – всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. учение о бессознательном коллективном – основа теории юнга (-> психология аналитическая).


Бессознательное личное, русский
  1. Формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, – комплексы.

  2. Формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, – комплексы.


Бессознательное низшее, русский
    Согласно р. ассаджоли – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.


Бессознательное состояние  , русский

Бессознательное социальное, русский
  1. Согласно э. фромму – бессознательное, свойственное большинству людей, – вытесненные элементы, содержание коих – то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собстве

  2. Согласно э. фромму – бессознательное, свойственное большинству людей, – вытесненные элементы, содержание коих – то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).


Бессознательное среднее, русский
    Согласно р. ассаджоли – подобие фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легко осознаться.


Бессознательность, русский
    Один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.


Бессознательный, русский
    Бессознательный , невольный


Умозаключение, русский
  1. Умозаключение , вывод , строить умозаключение

  2. Логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение (заключение).

  3. Одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение), характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).

  4. Одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение), характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).

  5. – формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода. в простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода – такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов. в силлогизме субъект предложения, составляющего вывод, называется меньшим термином, посылка, которая его содержит, – меньшей посылкой; предикат вывода – большим термином, содержащая его посылка – большей посылкой; понятие, имеющееся в обеих посылках, но уже не представленное в выводе, называется средним термином. в зависимости от того, выступают ли больший и меньший термины посылок как субъект или как цредикат, возможны 4 фигуры силлогизма; 1) м есть p; s есть м, следовательно, s есть р; 2) p есть м; s есть м и т. д.; 3) м есть p; m есть s и т. д.; 4) p есть m; m есть s и т. д. из того факта, что посылки могут быть общеутвердительными или общеотрицательными, частноутвердительными или частноотрицательными, следует, что схематично существует 4 х 16 = 64 модуса, т.е. вида умозаключения, из них только 19 ведут к правильному выводу. ошибки в умозаключении, которых следует избегать: 1) не должно быть учетверения термина (quaternio terminorum); 2) из двух отрицательных или из двух частных посылок нельзя получить вывода (а также, конечно, из двух частноотрицательных). очень часто умозаключение (при опущении большей посылки) бывает сокращенным – энтимема (напр.: «опасное запрещено, прислоняться опасно, следовательно, прислоняться запрещено», или иначе: «прислоняться нельзя! опасно!»). цепь умозаключений возникает благодаря тому, что вывод одного умозаключения (просиллогизма) становится посылкой в др. умозаключении (эписиллогизме). нечто иное представляет собой сорит. до сих пор предполагалось, что суждения умозаключения являются категорическими – категорическое умозаключение; но они могут быть и гипотетическими – гипотетическое умозаключение. т. н. разделительное умозаключение (см. дизъюнктивные суждения) является разновидностью категорического умозаключения. для всех умозаключений имеет силу следующее положение: вывод умозаключения выводится из более слабой части (слабой в этом смысле является отрицательное, частное, гипотетическое – в противоположность утвердительному, всеобщему, категорическому). в таком смысле умозаключения по аналогии, индуктивные (см. индукция) и вероятностные (см. вероятный), хотя их и называют умозаключениями, не являются таковыми.

  6. , умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

  7. Форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение. ф фаза

  8. Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


Умозаключение апагогическое, русский
    (от греч. apagoge – уводить, лат. abductio) – умозаключение, совершаемое при наличии достоверной большей посылки и меньшей посылки, представляющей собой суждение, в истинности которого нет уверенности, хотя и предполагается, что оно истинно (у аристотеля). апагогическое (косвенное) доказательство есть доказательство от противного (deductio ad absurdum).


Умозаключение ошибочное, русский
    – в логике такое умозаключение, из которого получается ложный вывод (ненамеренно), хотя посылки могут быть истинными. намеренно ошибочное умозаключение называется софизмом. см. также неправильное умозаключение.


Неосознаваемый, русский

Перцептивный, русский
  1. (от лат. perceptio восприятие) имеющий отношение к чувственному восприятию (через органы чувств).

  2. Относящийся к перцепции, восприятию.

  3. Восприимчивый.


Восприятия, русский

Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.


Воспринимать, русский
    Воспринимать, впитать, всосать, заразиться чем, проникаться, пропитаться, усвоить что. ученье не идет (не лезет) ему в голову, не далось ему ученье. ср. понимать. это перешло к нему в плоть и кровь. он эти понятия всосал с молоком матери. , заражаться


Гельмгольц, русский
  1. (helmholtz) герман людвиг фердинанд (1821-94) , немецкий ученый, иностранный член-корреспондент петербургской ан (1868). автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. впервые (1847) математически обосновал закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер. разработал термодинамическую теорию химических процессов, ввел понятия свободной и связанной энергий. заложил основы теорий вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии. автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса. сторонник физиологического идеализма.

  2. (helmholtz) герман фон (род. 31 авг. 1821, потсдам – ум. 8 сент. 1894, берлин) – нем. физик и психолог; с 1871 – профессор в берлине. находился под влиянием философии канта; основатель психологии чувств. по гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, т.е. чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. исходя из этого, гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. осн. произв.: «ьber das sehen des menschen», 1855 (рус. пер. «о зрении», 1896); «die lehre von den tonempfindungen», 1863 (рус. пер. «учение о слуховых ощущениях», 1875); «die tatsachen in der wahrnehmung», 1879 (рус. пер. «факты в восприятии», 1880); «sriften zur erkenntnistheore», 1921.


Уровень притязаний, русский
  1. Понятие, введенное к. левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при

  2. Понятие, введенное к. левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.


Укрупнение, русский
  1. Мнемоническая стратегия при запоминании. состоит в переводе по определенным правилам – исходной информации к форме с меньшим количеством составляющих элементов.

  2. Увеличение в размере зерна, обычно, но не обязательно, с grain growth — ростом зерна.