|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школа лейпцигская
Глоссарий по психологии |
- Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после ву
- Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после вундтовской). основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. как и гештальт-психологи, представители школы лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. в качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. в то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. по их мнению, во всех видах генезов – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. для сторонников школы лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. трансфеноменальные структуры делятся школой лейпцигской:
|
|
Лейпцигская школа, русский
- , направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с лейпцигской консерваторией (основана в 1843). опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма, пропагандировала творчество и. с. баха, композиторов венской классической школы, представителей лейпцигской школы (ф. мендельсона, отчасти р. шумана и др.). позднее в лейпцигской школе, в отличие от веймарской школы, возобладали академические, консервативные тенденции.
- , см. "целостная психология".
Лейпцигский университет, русский
, германия, основан в 1409. в 1990 св. 14 тыс. студентов.
Лейпцигское сражение, русский
, 4-7(16-19).10.1813, ок. лейпцига, между союзными русскими, австрийскими, прусскими и шведскими войсками и армией наполеона i ("битва народов"), во время заграничных походов русской армии 1813-14. с обеих сторон участвовало св. 500 тыс. человек. разгром наполеоновской армии (потеряла ок. 80 тыс. человек) привел к освобождению германии и голландии и распаду рейнского союза.
Школа, русский
- Школа, училище, учебное заведение, питомник, рассадник. , здание, общество, разряд, стиль
- 1. переносно – выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. направление в области науки, искусства и пр.
- 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение.
- I ступени , в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в ссср. реорганизована в начальную школу.
- Ii ступени , в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в ссср в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. с 1929 в ней начали открываться 10-е классы. реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.
- Здание для размещения учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется общее образование и воспитание учащихся
Школа, русский
Школа ,, русский
(лат. schola, от греч. schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. содержится на средства государства или частных лиц и обществ. по характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). в современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) система образования, выучка, приобретенный опыт...3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
Школа афганских ввс похантун-э- хавайи, русский
Школа бизнеса, русский
Business school
Школа воскресная, русский
Школа вюрцбургская, русский
- Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интросп
- Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). школа вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). в противовес общепринятым воззрениям, школа вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. поэтому специфику концепции школы вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. работы психологов школы вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также л. с. выготским, с. л. рубинштейном и их последователями. данные, полученные школой вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.
Школа грамматиста, русский
, см. грамматическая школа.
Школа дэвиса, русский
Школа женевская, русский
- Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за
- Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.
Школа кифариста, русский
, в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и мелодекламации).
Школа колхозной молодежи (шкм, русский
, до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в ссср на базе начальной школы. сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. преобразована в неполную среднюю школу.
Школа математических и навигацких наук, русский
, в 1701-15 государственное учебное заведение в москве для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и др.; в 1715-52 московская подготовительная школа петербургской морской академии.
Школа материнства, русский
Форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении
Школа мусорных ящиков, русский
, см. эш кэн скул.
Школа на целевом субсидировании, русский
Школа научная, русский
- В психологии – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. под школой научной понимаются:
- Оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. формирование научной школы происходит под влиянием научного лидера, эрудиция, круг интересов
- Относительно небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамка- ми, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций – сохраняющейся, пере- дающейся и развивающейся при смене научных поколений. выделяются следующие признаки научной школы: · общность научных интересов представителей школы и на- учная значимость рассматриваемых проблем; · уровень научных результатов школы и ее (школы) призна- ние в стране и за рубежом; · роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной моло- дежью, работа постоянного научного семинара). [21]. э
Направление, русский
- Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ
- Referral
Направления, русский
Ориентация, русский
- (франц . orientation, букв. - направление на восток, от лат. oriens - восток),..1) определение своего местоположения на местности...2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо...3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо (напр., ориентация на массового читателя).
- , обобщение понятия направления на прямой на геометрические фигуры более общей структуры. напр., ориентация замкнутой кривой - указание направления на ней (по часовой стрелке или против).
- Размещение в пространстве осей решетки кристалла относительно выбранной плоскости сравнения или системы координат. см. также preferred orientation — привилегированную ориентацию.
- Направленность действий
Требование, русский
- Требование, иск, спрос, домогательство, притязание, претензия, призыв, приглашение, вызов, зов, клич. ультиматум. школа, соответствующая запросам крестьянского хозяйства. , воля , возвышать свои требования
- 1. просьба в категорической форме, документе такой просьбой; 2. категорическое распоряжение; 3. документ, служащий основанием для отпуска материалов в производство. служит также основанием и для списания материалов на складе. применяется на предприятиях п
- Requirement
- Своеобразная информация о том, каким свойствам и признакам одежды отдается предпочтение в данный момент.
- Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
- Это установленный количественный уровень значения характеристики или показателя оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая его качественное соответствие поставленным целям
|
Школа научная, русский
- В психологии – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. под школой научной понимаются:
- Оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. формирование научной школы происходит под влиянием научного лидера, эрудиция, круг интересов
- Относительно небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамка- ми, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций – сохраняющейся, пере- дающейся и развивающейся при смене научных поколений. выделяются следующие признаки научной школы: · общность научных интересов представителей школы и на- учная значимость рассматриваемых проблем; · уровень научных результатов школы и ее (школы) призна- ние в стране и за рубежом; · роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной моло- дежью, работа постоянного научного семинара). [21]. э
Школа женевская, русский
- Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за
- Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.
|
|
|
|
|
|
|