|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эпифеномен
Глоссарий по психологии |
- Придаток к явлению – феномену; побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них влияния.
- (от эпи ... и феномен), сопутствующее, побочное явление; в философии - сознание, рассматриваемое как явление, сопутствующее некоторым физиологическим процессам.
- (от греч. epi – при и phainцmenon `- являющееся) – сопутствующее явление. в качестве эпифеномена, т.е. побочного явления, несущественного для течения процессов природы, в качестве простого .«отражения» метафизического или материально-энергетического события многие (в т. ч. э. гартман и ницше) рассматривают сознание.
|
|
Материально, русский
|
Эпифеноменализм, русский
- Учение, согласно которому психика не играет активной роли в жизни и деятельности и есть лишь избыточный продукт материальных (физиологических) процессов. с позиций материализма, эпифеноменализм отвергается; психика же рассматривается как активное отражени
- Учение, согласно которому психика не играет активной роли в жизни и деятельности и есть лишь избыточный продукт материальных (физиологических) процессов. с позиций материализма, эпифеноменализм отвергается; психика же рассматривается как активное отражение реальности, регулирующее процесс жизнедеятельности.
Эпистемология генетическая, русский
- Направление в исследованиях мышления, разработанное ж. пиаже и его школой (-> школа женевская). в центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология – теория познания). поставлена ц
- Направление в исследованиях мышления, разработанное ж. пиаже и его школой (-> школа женевская). в центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология – теория познания). поставлена цель создать общую теорию развития познания, синтезирующую данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки, общих теорий современной логики и математики). параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении характера отношений между субъектом и объектом операций умственных как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей. на обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. теория познания пиаже представляет собой новый вариант концепции биогенетической. как исторический, так и" онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, характерного невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. в дальнейшем это развитие происходит и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной активности познавательной. такая стратегия исследования была применена пиаже, например, при генетическом анализе формирования физических понятий скорости и длительности, что позволило вывести их из отношений пространственного порядка. эпистемология генетическая способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав большое влияние и на развитие концепции пиаже. однако ее исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания.
|
|
|
|
|
|
|