Глоссарий





Новости переводов

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык

05 апреля, 2024

Как исправить все ошибки в тексте

04 апреля, 2024

Дубляж с искусственным интеллектом

02 апреля, 2024

Как вычитать веб-сайт

02 апреля, 2024

Непереводимые слова



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Социологическая юриспруденция

Юридический глоссарий
    (социологическая школа права) - направление в современной теории права. формирование с.ю. началось на исходе xix в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и с.ю.




Социологическая школа вуголовном праве, русский
    Сформировалась в последней четверти xix в.почти одновременно с антропологической школой уголовного права и была тесно с нею связана. сторонники обеих школ выступали с критикой разработанных в рамках "классической" школы основных принципов и институтов уголовного права и процесса, которые нашли свое воплощение в уголовном законодательстве стран запада. объяснения причин преступности, предлагавшиеся сторонниками с.ш. в у.п., включили многие из положений, выдвинутых "антропологами". а предложения сторонников обеих школ в сфере реформы уголовного законодательства во многом совпадали, хотя и в этой области меры. предлагаемые "социологами".отличались значительно большим разнообразием. нередко обе школы рассматривались как единая "позитивная школа уголовного права", а ныне признаются одним "антрополого-социологическим направлением".


Социологическая школа права, русский
    , одно из направлений науки права 20 в. сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. в этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. крупнейший представитель социологической школы права - американский ученый р. паунд.


Социологическая школа уголовного права, русский
    , направление в науке уголовного права. возникло в кон. 19 - нач. 20 вв. представители школы - ф. лист (австрия), ч. ломброзо, э. ферри (италия), российские ученые и. я. фойницкий, с. в. познышев, признавая социальную обусловленность преступного поведения человека, в то же время считали, что на него влияют и биологические (в т. ч. наследственность), физические (время года, климат, время суток и т. п.) и иные факторы. современные сторонники социологической школы уголовного права выдвинули теорию множественности факторов преступности как биологических, так и социальных (напр., связанных с урбанизацией).


Юриспруденция, русский
  1. От лат. правоведение, юридическая наука.

  2. (от лат . jurisprudentia - правоведение), то же, что юридическая наука.

  3. Правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов.


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Формирование, русский
  1. Формирование , образование

  2. ,..1) придание определенной формы...2) составление, образование какого-либо коллектива, воинской части и т. п...3) вновь организованная воинская часть.

  3. Придание чемулибо определенной, выверенной расчетной формы


Социология, русский
  1. (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. она является наукой о социальном (см. социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. в 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (фрайер). начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является конт, в трех последних томах шеститомного «курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. конт ввел в употребление также и сам термин «социология». он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». в соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. последователями конта были такие англ, философы, как герберт спенсер («the study of sociology», 1873) и джон стюарт милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. главным последователем конта в германии был альберт шеффель (1831 – 1903). значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории гегеля, из которой к. маркс развил свой исторический материализм. в новейшей социологии различаются, по бюлову (в «wцrterbuch der soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)математическое направление (прежде всего парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). если уже сен-симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице конта, спенсера и дж. ст. милля. энергетическая трактовка оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. если уже платон, аристотель, фома аквинский, макиавелли, альтузий, воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. романтики шеллинг и гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. конт, спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. большое влияние имели здесь ж. гобино и ф. гальтон («hereditary genus», 1869). 5) антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до бодена, монтескье, гердера, гумбольдта, бокля и др. сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах гумбольдта, лацаруса, штейнтоля, бастиона, вундта, леви-брюля, л. г. моргана, турнвальда и др. 6) историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. в центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. представителями этих направлений являются в первую очередь кондорсе, сен-симон, конт, пауль барт, оппенгеймер, а также альфред вебер, к. мангейм, шелер, трёльч и фрейер. 7) психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. если у конта и спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания тарда и психология масс лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как мак-дугалл, фиркандт, теннис, зиммель. 8) универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. предшественником его является фома аквинский, главный его представитель о. шпанн – последователь адама мюллера, социал-философа романтики. социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. материализм исторический). теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (в. г. риль и др.). 10) фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». главным представителем этой концепции является г. зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. близко к этому направлению стоят штаммлер, фиркандт и л. фон визе. в учении о связи л. фон визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. оно возникло из философии и особенно разрабатывалось гуссерлем, шелером и хайдеггером. его фундаментом является 4 феноменология духа» гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь шелер, литт и фиркандт. 12) с о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. направление разрабатывалось максом вебером, зомбартом, оппенгеймером. своим соч. " ьber einige kategorien der verstehenden soziologie» макс вебер открывает новое направление, к которому близки также зомбарт и хайдеггер. 13) к у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – виндельбанд, риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. понятие «культура» было перенесено бэконом и гоббсом на воспитание, а пуфендорфом – на общество, вико, руссо, монтескье, вольтер, гаманн, гердер и кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. дильтей, бурхард, ницше, шпрангер, демпф мангейм и прежде всего альфред вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. особенно развита она в сша. ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. осн. цель всего этого – практическая применимость. специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

  2. (от лат . societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (платон, аристотель и др.), продолжались в философии истории. создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в. пытался о. конт (ввел и сам термин). в 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. концепции крупнейших социологов (ф. тенниса, г. зиммеля, э. дюркгейма, в. парето, м. вебера, т. веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. с 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).


Распространение, русский

Современные, русский
    Тектонические движения, охватывающие исторический и современный перио- ды времени. о них судят по археологическим, историческим, палеосейсмогеологическим и инст- рументальным (геодезическим и геофизическим) данным. с ними связаны как недавние поднятия и опускания различных участков земной коры, так и движения, происходящие в настоящее время.


Распространен, русский

Союз беларуси и россии, русский
    (сбр) - межгосударственное интеграционное объединение, обладающее международной правосубъектностью в рамках предоставленных ему полномочий, образованное рф и республикой беларусь (рб) 2 апреля 1997 г.


Социологическая школа вуголовном праве, русский
    Сформировалась в последней четверти xix в.почти одновременно с антропологической школой уголовного права и была тесно с нею связана. сторонники обеих школ выступали с критикой разработанных в рамках "классической" школы основных принципов и институтов уголовного права и процесса, которые нашли свое воплощение в уголовном законодательстве стран запада. объяснения причин преступности, предлагавшиеся сторонниками с.ш. в у.п., включили многие из положений, выдвинутых "антропологами". а предложения сторонников обеих школ в сфере реформы уголовного законодательства во многом совпадали, хотя и в этой области меры. предлагаемые "социологами".отличались значительно большим разнообразием. нередко обе школы рассматривались как единая "позитивная школа уголовного права", а ныне признаются одним "антрополого-социологическим направлением".