Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Апологеты

  1. (от греч . apologeomai - защищаю),..1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. среди апологетов - юстин мученик, ориген, тертуллиан...2) в переносном смысле - ярый приверженец какой-либо идеи, направления, социального устройства.

  2. (от греч. apologeomai защищаю) – собирательное название раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. в своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. из апологетических трудов наибольшую ценность представляют послания юстина мученика, прозванного «христом в философской мантии». см. также патристика .




Тертуллиан, русский
  1. (tertullianus) квинт септимий` флоренс (род. ок. 160, карфаген – ум. ок. 222, там же) – христ. богослов, писатель, юрист. мышление его отмечено тягой к парадоксам, он непоследователен и неровен в своих мыслях и языке. презирал всякое «язычество», резко выступал против всей древнегреч. философии. подчеркивая пропасть между библейским откровением и древнегреч. философией, тертуллиан утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом. в своем соч. «о душе» выступал против платоников и гностиков, против их понимания телесности и существования начала во времени. все действительное – телесно, бог – тоже; по тактическим соображениям защищал свободу религий: выбор религии – право индивида; но если он не религиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. выражение credo quia absurdum было введено тертуллианом. в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

  2. (tertullianus) квинт септимий флоренс (ок . 160 - после 200), христианский теолог и писатель. подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.


Приверженец, русский
    Приверженец , любитель


Направления, русский

Устройства, русский

Преимущества, русский

Возможности, русский

Патристика, русский
  1. (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.

  2. (от греч . pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (тертуллиан, климент александрийский и особенно ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: василий великий, григорий назианзин, григорий нисский; на западе - августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (леонтий византийский, боэций), завершающихся в трудах иоанна дамаскина.


Апомиксис, русский
    (от апо ... и греч. mixis - смешение), различные способы бесполого размножения животных и растений; в более узком значении - образование зародыша без оплодотворения. напр., партеногенез и апогамия - разновидности апомиксиса. ср. амфимиксис.


Аполлос, русский
    (апеллий) (1 в .), апостол от 70-ти; иудей из александрии, сподвижник апостола павла (деяния апостолов 18:24-28; 1-е послание к коринфянам 3:4-6). некоторые исследователи приписывают ему авторство послания к евреям. память в православной церкви 4 (17) января, 30 марта (12 апреля), 10 (23) сентября и 8 (21) декабря.