Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Гартман фон ауэ

    (hartmann von aue) (ок . 1168 - после 1210), немецкий поэт-миннезингер. стихотворные эпосы "эрек" (ок. 1185) и "ивейн" (после 1200; см. артуровские легенды); стихотворная повесть "бедный генрих" (ок. 1195).




Гартунг, русский
    (hartung) ганс (р .1904), немецко-французский живописец-абстракционист. в 1935 переехал из германии в париж. его живопись во многом предвосхищает ташизм; в работах доминирует линия и пятно, как в каллиграфии.


Гартман, русский
  1. (hartmann) иоганнес франц (1865-1936) , немецкий оптик и астроном. открыл (1904) существование межзвездного газа, обнаружив неподвижную линию поглощения иона кальция в спектре двойной звезды дельта ориона. изобрел несколько астрономических приборов, в т. ч. диафрагму гартмана для исследования качества объективов.

  2. (хартман) (hartmann) николай (1882-1950) , немецкий философ, основоположник т. н. критической онтологии. развил объективно-идеалистическое учение о слоистой структуре бытия. разрабатывал теорию неизменных этических ценностей.

  3. (hartmann) макс (род. 7 июля 1876, тюбинген – ум. 11 окт. 1962, бухенбюль) – нем. биолог и натурфилософ, работал над проблемами генетики, физиологии оплодотворения и половой физиологии, а также над философскими выводами из этих наук. осн. произв.: «allgemeine biologie», 1953; «sexualitдt», 1956; «die philosophishen grundlagen der naturwissenschaften», 1948.

  4. (hartmann) николай (род. 20 июля 1882, рига – ум. 9 окт. 1950, гёттинген) – нем. философ; с 1931 – профессор в берлине, с 1945 – в гёттингене. сначала принадлежал к марбургской школе, но затем отошел от нее, т. к. не разделял ее рационалистического субъективизма, согласно которому познание есть создание предмета, а мышление и бытие – одно и то же. познание является скорее постижением в-себе-сущего, которое наличествует до и независимо от всякого познания (у гартмана всегда говорится больше о категориях бытия, чем о категориях познания) и ведет за пределы сознания – к явлениям действительности. согласно гартману, в философии речь идет, следовательно, об исследовании мира явлений, состоящего из различных слоев бытия (неорганического, органического, духовного), из которых каждый высший слой коренится в низшем, не будучи последним полностью детерминированным (см. учение о слоях). при этом во всех областях существуют проблемы, которые неразрешимы до конца, собственно метафизические проблемы, принадлежащие к проблемному мышлению, названному гартманом апоретикой: осн. формы бытия (существование, жизнь, сознание, дух, свобода и т. д.) вечно остаются загадочными, непознаваемыми, трансинтеллигибельными, гносеологически иррациональными. только исходя из проблемного мышления, можно перейти к мышлению систематическому, к теории философской онтологии. мир, в сущности, есть лишь один мир. приписывать этому мировому единству некую «идею», напр. в форме «бога», было бы опрометчиво (см. атеизм). фундаментальную онтологию хайдегтера, ставящую вопрос о смысле бытия, гартман считает с самого начала ошибочной. к метафизическим, неразрешимым до конца вопросам философии относится также вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием, между каузальной, реальной детерминированностью и телеологической ценностной детерминированностью. только через человека ценности воздействуют телеологически детерминирующим образом на каузально детерминированный мир, отсюда возникает власть человека над вещами, позволяющая ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его по своей воле. в своей «этике» (1926), самом характерном для гартмана произв., где он проводит некоторые идеи макса шелера, гартман развивает материальную этику ценностей, в которой пытается обнаружить смысл и содержание «добра» и пути осуществления его в жизни. осн. произв.: «grundzьge einer metaphysik der erkenntnis», 1921; «ethik», 1926; «das problem des geistigen seins, untersuchungen zur grundlegung der geschichtsphilosophie und der geisteswissenschaft», 1933; «zur grundlegung der ontologie», 1935; «mцglichkeit und wirklichkeit», 1938; «neue wege der ontologie», 1942; «die anfдnge des schichtungsgedankens in der alten philosophie», 1943; «"leibniz als metaphysiker», 1946; «philosophie der natur», 1950; «teleologisches denken», 1951; «дsthetik», 1953 (рус. пер. «эстетика», 1958); «einfьhrung in die philosophie (vorlesungsnachschrift)», 1950; «philosophen-lexicon», bd. l, 1949 (в этой работе гартман дал краткое изложение своей философии).

  5. (hartmann) эдуард (род. 23 февр. 1842, берлин – ум. 5 июня 1906, там же) – нем. философ; представитель «философии бессознательного». его система является синтезом философии гегеля и шопенгауэра, учения которых он преобразовал в некую динамическую метафизику, введя понятие бессознательного, взятое им из философии шеллинга, а также использовав учение лейбница об индивидуальностях (монадах) и современный естественнонаучный реализм. гартман хотел с помощью спекулятивно-индуктивного метода из содержания сознания вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендентной стороной сознания), т.е. мир бессознательного. в индивидах это бессознательное создает сознание, которое есть душа. чем выше и совершеннее становится сознание в ходе мирового процесса, тем больше оно достигает понимания того, что всякое желание порождает несчастье и только отказ от него ведет к лучшему из возможных состояний – к безболезненности. принцип практической философии состоит в том, чтобы разоблачить всякую псевдомораль, направленную на достижение счастья, и цель бессознательного – спасение мира от бедствия желаний – сделать целью сознания. здесь гартман выступает против христианства («die selbstzersetzung der zukunft», 1874) и, в сущности, родственного ему иудейства («das judentum in gegenwart und zukunft», 1880). его эстетика примыкает к нем. идеализму, а в психологии он полемизирует с господствовавшими в то время направлениями. осн. произв.: «philosophie des unbewuяten», 1869 (рус. пер. «сущность мирового процесса, или философия бессознательного», м., 1876); «das unvewuяte vom standpunkt der physiologie und deszendenztheorie», 1872; «дsthetik», 2 bde., 1887; «das grundprodlem der erkenntnistheorie», 1889; «kategorien-lehre», 1896; «geschichte der metaphysik», 2 bde., 1900; «system der philosophie im grundriя», 8 bde., 1-9061909.