|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mop
Глоссарий по философии |
- (more) генри (род. 1614, грентхейм – ум. 1 сент. 1687, кембридж) – англ, философ и теолог, профессор. исходным пунктом его философии было кар. тезианство, но со временем он все чаще обращался к платонизму и мистике, в развитии которых сыграл известную роль (с одной стороны, благодаря якобу бёме, с другой – благодаря каббале). соч. (лат.) в 3 тт., 1679.
- (more) томас (род. 7 февр. 1478, лондон – ум. 6 июля 1535, там же: казнен по повелению генриха viii) – англ, юрист и философ, занимавшийся проблемами государства; в 1529 был лордканцлером, поддерживал контрреформацию. в своем философском соч. о государстве «утопия» (в соответствии с чем все политические книги стали называться «утопиями»), которое вышло в свет в 1516 на лат. языке (рус. пер. 1947), он переносит свое идеальное государство на далекий остров. мор требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего «государство» платона, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.
|
|
Государства, русский
Президент, который избирается либо непосредственно населением (мексика, панама, колумбия), либо в порядке косвенных (сша, аргентина), либо многостепенных (италия, фрг, индия) выборов. почти во всех
Называться, русский
Называться, носить имя, именоваться, величаться, прозываться, титуловаться.
Государство, русский
- Государство, империя, княжество, королевство, царство. ср. страна. , страна
- Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществлен
- Центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в рамках определенной территории; обладает рядом исключительных прав - на использование насилия, н
- Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. главное назначение г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.
- (страна) происхождения товара- государ ство, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке. от г.п.т. зависят размеры таможенных платежей. например, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых и раз
- , политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). по форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.
- – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области. основой государства является право. кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). античные философы (особенно начиная с аристотеля) различали в качестве осн. форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию. современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является государство тоталитарное. оно – не средство для достижения цели, а самоцель (индивид – ничто, государство – все). теоретическое основание такая форма находит в обожествлении государства в философии гегеля, осуществляется же она в фашизме, национал-социализме, государственно-социалистических и коммунистических утопиях (см. левиафан). оно претендует и захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства; оно решает, что есть зло, а что – добро, что есть истина, а что – ложь, что ценно, а что – нет. на место свободы оно ставит дисциплину (см. коллектив) и превращает граждан в своих функционеров (см. функционер). философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли сократ, платон, аристотель, макиавелли, гоббс, кант, фихте, гегель, ницше и др. значительным влиянием пользовалась теория государства руссо (теория общественного договора). согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (франц. contrat social – общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; т. о. возникло государство (как правовое); всеобщая воля не идентична для руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удаленный от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. правда, руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. согласно христианско-естественно-правовой точке зрения государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель – земное благополучие его членов. законное насилие, независимо от типа государства, идет от бога. вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо. о гегелевской теории государства см. гегель.
- Первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. государство представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти).
Количества, русский
|
Otto, русский
(otto) рудольф (род. 25 сент. 1869, пейне – ум. 6 марта 1937, марбург) – нем. теолог и философ религии; профессор с 1917. в своих религиозно-философских теориях опирался на канта и фриза. в осн. работе «das heilige» (1917) он различает «numinose» (т.е. святость без всякого нравственного и познавательного оттенка), «tremendum» (то, что вызывает благочестивый трепет), «mysteriцse» «fascinosum» (ослепляющее, увлекающее). в «west-цstliche mystik» otto сравнивает экхарта и шанкару. кроме того, он написал ряд др. произв., в т. ч.: «kantischfries ische religionsphilosophie», 1909; «sьnde und urschuld», 1932; «reich gottes und menschensohn», 1934; «freiheit und notwendigkeit», 1940.
Mohtehь, русский
(montaigne) мишель эйкем де (род. 28 февр. 1533, замок монтень, в перигоре – ум. 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: что я знаю? – que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до бергсона. монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи стой). природа – воспитатель. большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель. осн. произв.: «essais», 1580 (рус. пер. «опыты», 1954).
|
|
|
|
|
|
|