|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аполлоновско
Глоссарий по философии |
-дионисийский- понятие, введенное шеллингом, для выражения сущности бога аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога диониса. «в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т. о., собственно управляющая сила... быть в одно и то же время опьяненным и трезвым – в этом заключается тайна истинной поэзии. этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского». понятие использовали также гегель, ницше и рих. вагнер. в работе «рождение трагедии из духа музыки» (1871) ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.
|
|
Дионисийский, русский
– см. аполлоновско-дионисийский.
Воодушевление, русский
Воодушевление, горячность, жар, азарт, упоение, экстаз, энтузиазм. , азарт, горячность
|
Апорема, русский
(от греч. aporema – спорный вопрос) – логическая трудность, трудная задача.
Аполлоний тианский, русский
(apollonius tyana) – неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после р.х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как иисус из назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. признавал высочайшего безыменного бога, который не требует жертв.
|
|
|
|
|
|
|