Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Младогегельянцы

Глоссарий по философии
    – см. гегельянство.




Гегельянство, русский
  1. Идеалистическое течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянств

  2. , философское течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. возникло в германии в 30-40-х гг. 19 в. в спорах по религиозным вопросам выделились консервативное "правогегельянство", истолковавшее гегеля в духе ортодоксального теизма (к. гешель, к. дауб и др.), радикальное левое гегельянство - "младогегельянство" (а. руге, б. бауэр, л. фейербах, д. штраус, м. штирнер), подчеркивавшее в противовес гегелевскому "мировому духу" роль самосознания отдельных личностей в истории. промежуточное положение занимало "ортодоксальное" гегельянство (к. михелет, к. розенкранц и др.). см. неогегельянство.

  3. – философское течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. школа гегеля распалась в германии на правое, теистическое, крыло (гёшель, дауб и др.) и радикальное левое крыло, младогегельянцы (руге, бруно бауэр, фейербах, штраус и др.). для истории гегельянства большое значение имели основанные в 1838 руге и эхтермейером «галльские ежегодники», в которых сотрудничали младогегельянцы; с 1841 они назывались «немецкие ежегодники по вопросам науки и искусства», а в 1843 были запрещены. промежуточную позицию между правыми и левыми занимали к. розенкранц, и. э. эрдман и др. маркс и энгельс диалектический метод гегеля взяли за основу своего материалистического понимания истории (см. материализм исторический). во франции начало гегельянству было положено кузеном и, без прямой ссылки на гегеля, развивалось тэном, ренаном, гамеленом, андлером и др. после долгого перерыва «феноменология духа» гегеля вместе с философскими работами молодого маркса начинает играть важную роль во франц. духовной жизни. гегельянство в англии берет свое начало с поэтического произв. стирлинга «the secret of hegel» (1865); к этому направлению принадлежали бозанкет, мак-таггарт, холдейн (виконт клоанский), бейли и др.; в сша – гаррис, ройс, боун. в италии гегельянство было широко распространено, начиная от джоберти и росмини до джентиле и кроче; было оно распространено и в россии, где неразрывно связывалось с духовной стороной революционного движения. большое значение имело гегельянство также у небольших слав, народов, в скандинавии и голландии. ни один нем. мыслитель, даже кант, не имел такого продолжительного влияния на др. нации, как гегель. возрождение идей гегеля началось в 20 в.


Мнема, русский
    (от греч. mneme – память) – термин, введенный физиологом рих. земоном. уже физиолог эвальд геринг рассматривал память не только как психическую, но и как общеорганическую способность. ссылаясь на это, земон постулировал способность протоплазмы, или живой клетки, впитывать, сохранять и передавать впечатления, engramme. такой способностью, которую земон называл «мнемой», он стремился объяснить и наследственность. евгений блейлер сделал понятие мнемы одной из основ своего учения. еще до упомянутых выше ученых к. г. карус глубже и убедительнее, чем они, обосновал свое учение о телесной памяти, при этом он говорил об «эпиметеистическом» принципе живой души; ср. установка, память.


Михайловский н, русский
    Иколай константинович (род. 15 нояб. 1842, мещовск – ум. 28 янв. 1904, петербург) – рус. социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. истина, по михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях. однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. но развитие полноценной личности, полагал михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. произв. михайловского были изданы в «поли. собр. соч.», тт. 1-8, 1906-1914.