Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Немецкий идеализм

Глоссарий по философии
    – 1) период развития немецкой философии от канта (1780) до гегеля (1830); 2) одно из осн. философских направлений; см. идеализм.




Идеализм, русский
  1. Философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное первичным, а материю, природу, физическое вторичным, производным, зависимым. различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. идеализм объективный утверждает, что основой в

  2. (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. в метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (платон, шеллинг, гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (декарт, мальбранш, фихте). в теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – esse est percipi (лейбниц, беркли, шопенгауэр); см. неоидеализм, немецкий идеализм; противоположность – реализм. «магическим идеализмом» называют картину мира: 1) романтизма, 2) первобытного человека, поскольку идея, представление мыслятся как чудодейственный фактор.

  3. (франц . idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. основные формы идеализма - объективный и субъективный. первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - платон, плотин, прокл; в новое время - г. в. лейбниц, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель. субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях дж. беркли, д. юма, раннего и. г. фихте (18 в.). в обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.


Идеализм трансцендентальный, русский
    – осн. учение канта, согласно которому постигаемы не вещи в себе, а вещи лишь как явления: в частности, всякому опыту, оформленному в понятия, присуща лишь реальность восприятия, т.е. «эмпирическая реальность»; в то же время опыту как явлению, и в частности априорным или категориальным составным частям его как понятия, присуща «трансцендентная идеальность».


Немецкая государственная опера, русский
    , музыкальный театр в германии. открыт в 1742 в берлине (до 1918 королевская опера).


Немецкая марка, русский

Немецкая модель ипотеки, русский
    Модель ипотечного кредитования, при которой выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг. такую схему называют одноуровневой.


Немецкая модель ипотеки, русский
    Модель ипотечного кредитования, при которой выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг. такую схему называют одноуровневой.


Немецкая слобода, русский
    , 1) место поселения иностранцев в городах россии 16-17 вв. 2) см. кукуй.


Немецкая философия, русский
    . нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. хильдегарды бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. наиболее значительной среди них была мехтильд магдебургская. благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: мейстера экхарта, генриха сузо и иоганна таулера. к ним относятся также: гирт грот, фома кемпийский и неизвестный автор "немецкой теологии"; см. также мистика. ведущим нем. философом эпохи возрождения является николай кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии лейбница и гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей». наряду с николаем кузанским надо упомянуть об atpunne неттесхеймском и враче парацельсе, которые представляли мистику, возрождавшую идеи древнегреч. мыслителей. эпоха барокко представлена именами валентина вейгеля и якоба бёме, типично нем. мистика которых противостояла всей западноевропейской философии. мартин лютер повлиял на нем. философию идеями и пафосом свободы, несмотря на то что понятие свободы оспаривал. он отвергал все метафизические притязания нем. философии и резко критиковал аристотелизм и томизм, но решительно защищал воспитательное значение мышления, ведущего к ясности выражения и понятий. филипп меланхтон, наделенный лютером неограниченными полномочиями относительно философской систематизации идей реформации, воздвиг прочное здание протестант, неосхоластики, просуществовавшее более четверти тысячелетия. в лице ульриха цвингли реформированная теология часто выступает чуть ли не как волюнтаристская философия. то же направление заметно в работах представителя исторической мистики себастьяна франка. нем. философия эпохи просвещения уже в период тридцатилетней войны возвещает о себе именами иоганна клауберга и в особенности якоба томазия (старшего). работы лейбница ознаменовали вступление нем. философии в пору своего совершеннолетия. лейбниц обосновал нем. идеализм и тем самым нем. философию в узком и собственном смысле слова. перешагнув через национальные границы, он охватил духовным взором всю совокупность знаний своего времени. лейбниц относился одинаково критически и к франц. материализму, и к англ, эмпиризму и скептицизму. он пытался создать технику познания, основанную на объединении логики с чистым естествознанием. вселенная – гармоническое целое, в котором уничтожается также противоположность между религией и наукой. наш мир – лучший из всех возможных миров. философия нем. просвещения вновь попадает под сильное влияние иностранной философии (декарт, локк, шефтсбери, юм). ее типичным представителем является христиан вольф, чьи взгляды в то время считались просто философией как таковой. он положил начало целому ряду философов-популяризаторов, которые частью излагали философию вольфа, частью – философию здравого смысла человека. кроме вольфа, следует назвать моисея мендельсона и а. г. баумгартена. вера философов просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. критицизм иммануила канта явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. исследования канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь ее явлениями. эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категориями). логика чистого разума ведет от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. практический разум как «категорический императив» нуждается в абсолютном моральном законе, вере в свободу и бессмертие души и в существование бога, хотя все это остается недоказуемым. критицизм канта и характерные для него совершенства и противоречия явились для нем. философии 19 в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. неокантианство, марбургская школа). непосредственными преемниками канта были к. л. рейнгольд (1758-1823), соломон маймон, и. с. бек и я. ф. фриз. философия канта определила также мышление шиллера, который в своей этике и эстетике, однако, отошел от интеллектуализма канта и приблизился к платоническому идеализму. философия просвещения нашла свое завершение и преодоление в протестантской метафизике и.г. гаманна, ф.г. яко6и, который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлек внимание к спинозе (через якоби пришел к спинозе гёте), и в иоганне готфриде гердере – противнике канта, положившем в основу своей философии историю и заменившем механическое органическим. гердер и гёте стали предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия иоганна готлиба фихте, характерной чертой которого была вера в прогресс. фихте развил критицизм канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества фридриха вильгельма шеллинга – подлинного философа романтизма: природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными. к представителям романтической философии относятся также новалис, создавший « магический идеализм», шлейермахер, по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и фридрих краузе, который ввел в философию тождества шеллинга пантеизм. в остальном в философии 19 в. царили гегель и шопенгауэр. гегель, в котором нем. спекулятивная философия (за пределами германии не существовало ничего подобного ей, более того, во франции и англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла свое высшее выражение, поставил характерную для эпохи просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остается одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему – более высокой ступенью осуществляющего себя разума. государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциональной нравственностью». это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности ю. шталем и фердинандом лассалем и заканчивается на бисмарке и пионерах национал-социализма. др. направление развития гегелевского учения восприняло элементы франц. позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно-механистического взгляда на природу и мир. его представляли «левые гегельянцы», прежде всего людвиг фейербах, макс штирнер, давид штраус, карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895), которые наряду с рус. мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются непредсказуемыми и который нашел свое завершение в ленинизме. шопенгауэр считает ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. все события в мире являются для шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. отсюда философское развитие идет – через работу шопенгауэра «о воле и природе» (1836) и работу ницше «воля к власти» – к философии жизни и витализму. особое положение занимает учение об окружающей среде якоба икскюля. наряду с гегелем и его школой немаловажную роль в развитии нем. философии сыграли педагогика и психология иоганна фридриха гербарта, логика бернардо болъцано и психология как естествознание внутреннего опыта фридриха эдуарда бенеке. после смерти гегеля интерес нем. философии к проблемам метафизики стал быстро падать. философия стала основополагающим фундаментом для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. материализм был преобразован карлом фогтом, якобом молешоттом, людвигом бюхнером и фридрихом альбертом ланге в естественнонаучный материализм; эрнстом геккелем – в монизм; вильгельмом оствальдом – в энергетизм. в стороне от этой группы стоят густав теодор фехнер с его пантеистической натурфилософией, рудольф герман лотце с его идеалистически-механистическим мировоззрением и эдуард гартман с его философией бессознательного. формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология вильгельма вундта, который создал широко разветвленную школу (кюльпе, эббингауз, крепелин, мойман и др.), новейший позитивизм эрнста лааса и евгения дюринга, эмпириокритицизм рихарда авенариуса, эрнста маха и теодора циена, имманентная философия вильгельма шуппе и идеалистический позитивизм, или функционализм, ханса файхингера. начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике нем. идеализма и представленное такими мыслителями, как, напр., алоиз риль, вильгельм винделъбанд, генрих риккерт и эрнст кассирер. конец 19 в. ознаменовался возвратом к метафизике. философия ницше вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. при ницше рождается философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. главные представители: георг зиммель, рудольф эйкен и прежде всего вильгельм дильтей, для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души и внешний мир узнается в своем сопротивлении. наиболее значительные преемники дильтея: исследователь религиозной социологии эрнст трёльч, представитель философии культуры эрих ротхакер и педагог эдуард шпрангер. большое влияние дильтей оказал на георга миша -(род. 1878), ханса фрейера и теодора литта. в связи с дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: освальд шпенглер, который предсказывал гибель западной европы; герман кейзерлинг – прагматический иррационалист; людвиг клагес, который изображал действительность как поток одушевленных образов, а дух – как противника души. начало 20 в. отмечено развитием феноменологии. она была подготовлена работами франца брентано, алексиса мейнонга, алоиза гефлера, карла штумпфа и христиана эренфелъса, который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. основателем феноменологии был эдмунд гуссерль. феноменология – метод описания феноменов; ее предметом является сущность, понимание которой путем созерцания становится возможным в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. философия гуссерля, как и философия дильтея, находит свое отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех нем. философов. последователями гуссерля были александр пфендер, оскар беккер, мориц гейгер (1880-1937), эдит штейн (1891-1942), адольф рейнах (18831916) и особенно макс шелер – наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в нем. философии и создал философию личности и современную этику ценностей. третьим осн. течением в современной нем. философии является экзистенциализм. он берет свое начало в работах кьёркегора, заимствует много мыслей из философии жизни и феноменологии и находит свое первое и в то же время наиболее яркое выражение в произв. мартина хайдеггера и карла ясперса. центральное место в нем занимает экзистенциальное переживание мира и я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнается как «бытие перед лицом смерти». я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. перед существованием ставится вопрос о его абсолютном бытии, и из ответа делается заключение о смысле бытия. действительность не познается, а узнается по тому, имеется она в наличии или нет; она является не предметом (объектом), но «орудием» (как инструмент, письменные или швейные принадлежности и т. п.). четвертое осн. направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, – онтология. она является современным выражением метафизики. в противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщенность частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (см. studium gener ale). истоки этого философского направления находятся в биологии ханса крита. родственные идеи можно найти у генриха майера, эриха йенша, отмара шпанна и гюнтера якоби. важнейший представитель этого направления николай гартман – одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редчайшей ясностью и прозрачностью языковой формы. кроме онтологии, он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слов. в своей этике он примыкает к шелеру.


Немецкая форма счетоводства, русский
    Одна из ведущих европейских форм счетоводства, впервые описанная фридрихом гельвигом в 1774 г. обычно считают, что эта форма родилась в результате деления журнала на мемориал и кассовую книгу. в первом регистре в хронологическом порядке регистрируются все факты хозяйственной жизни, не затрагивающие кассы. однако более вероятно другое. в германии долгие годы господствовала камеральная бухгалтерия, в центре и был учет кассы. поэтому распространение итальянской двойной бухгалтерии привело к дополнению хорошо известной кассовой книги мемориалом, и в результате хронологическую запись стали вести в двух регистрах, а записи по счетам главной книги - итогами один раз в месяц (при итальянской форме, как старой, так и новой, каждую операцию отражали в главной книге). на основании кассовой книги и мемориала составляли две рекапитуляции по дебету и кредиту всех счетов. после этого заполняли сборный журнал, в котором по контокоррентной схеме записывали либо статьи с разложением по дебетовому признаку, либо по кредитовому признаку отдельных счетов (южногерманский вариант), или же по формуле сборной статьи: счета разные, расчетам разным (северогерманский вариант). итоги оборотов по синтетическим счетам записывались в главную книгу.


Немецкая школа бухгалтерского учета, русский
    Направление в европейской бухгалтерской науке второй половины xix - начала xx вв., несколько отстающее от передовых итальянской и французской школ. для н.ш.б.у. было характерно четкое разграничение учета на два самостоятельных цикла: торговая и производственная бухгалтерия. также н.ш.б.у. было свойственно усиленное внимание к теории баланса. крупными представителями н.ш.б.у. являются а-кальмес и и.шер.


Немецки, русский

Немецкие институт стандартизации, русский

Немецкий, русский

Немецкий (язык), русский

Немецкий координационный комитет в европейском координационном совете (член сес), русский

Немецкий орден, русский
    , см. тевтонский орден.


Немецкий театр, русский
    , драматический. открыт в 1883 в берлине. в 1905-33 (с перерывами) театр возглавлял м. рейнхардт. главные режиссеры: в. лангхофф (1946-63), г. вольфрам (1972-82), д. манн (с 1984-90), т. лангхофф (с 1990). в репертуаре пьесы ф. шиллера, г. фон клейста, г. гауптмана, л. н. толстого и др.


Немецкий язык, русский
    , язык немцев, австрийцев, официальный язык германии, австрии, один из официальных языков швейцарии, люксембурга и бельгии. относится к индоевропейской семье языков (германская группа). письменность на основе латинского алфавита.


Немецкий язык, немец, немецкий, русский

Немецкого банка группа, русский
    , финансовая коалиция. возникла в кон. 19 в. финансовый центр - "дойче банк". включает промышленные (электротехника, металлургия, тяжелое машиностроение, нефтяная, химическая промышленность), страховые и торговые концерны.


Необратимое, русский
    (от лат.) – то, что не может быть повернуто вспять; так называются процессы, направление и ход которых не могут совершаться в обратную сторону, напр. время, движение, превращения энергии движения, жизненные процессы (развитие организма от яйца до смерти, пищеварение), человеческая история и т.д.


Немецкая философия, русский
    . нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. хильдегарды бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. наиболее значительной среди них была мехтильд магдебургская. благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: мейстера экхарта, генриха сузо и иоганна таулера. к ним относятся также: гирт грот, фома кемпийский и неизвестный автор "немецкой теологии"; см. также мистика. ведущим нем. философом эпохи возрождения является николай кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии лейбница и гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей». наряду с николаем кузанским надо упомянуть об atpunne неттесхеймском и враче парацельсе, которые представляли мистику, возрождавшую идеи древнегреч. мыслителей. эпоха барокко представлена именами валентина вейгеля и якоба бёме, типично нем. мистика которых противостояла всей западноевропейской философии. мартин лютер повлиял на нем. философию идеями и пафосом свободы, несмотря на то что понятие свободы оспаривал. он отвергал все метафизические притязания нем. философии и резко критиковал аристотелизм и томизм, но решительно защищал воспитательное значение мышления, ведущего к ясности выражения и понятий. филипп меланхтон, наделенный лютером неограниченными полномочиями относительно философской систематизации идей реформации, воздвиг прочное здание протестант, неосхоластики, просуществовавшее более четверти тысячелетия. в лице ульриха цвингли реформированная теология часто выступает чуть ли не как волюнтаристская философия. то же направление заметно в работах представителя исторической мистики себастьяна франка. нем. философия эпохи просвещения уже в период тридцатилетней войны возвещает о себе именами иоганна клауберга и в особенности якоба томазия (старшего). работы лейбница ознаменовали вступление нем. философии в пору своего совершеннолетия. лейбниц обосновал нем. идеализм и тем самым нем. философию в узком и собственном смысле слова. перешагнув через национальные границы, он охватил духовным взором всю совокупность знаний своего времени. лейбниц относился одинаково критически и к франц. материализму, и к англ, эмпиризму и скептицизму. он пытался создать технику познания, основанную на объединении логики с чистым естествознанием. вселенная – гармоническое целое, в котором уничтожается также противоположность между религией и наукой. наш мир – лучший из всех возможных миров. философия нем. просвещения вновь попадает под сильное влияние иностранной философии (декарт, локк, шефтсбери, юм). ее типичным представителем является христиан вольф, чьи взгляды в то время считались просто философией как таковой. он положил начало целому ряду философов-популяризаторов, которые частью излагали философию вольфа, частью – философию здравого смысла человека. кроме вольфа, следует назвать моисея мендельсона и а. г. баумгартена. вера философов просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. критицизм иммануила канта явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. исследования канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь ее явлениями. эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категориями). логика чистого разума ведет от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. практический разум как «категорический императив» нуждается в абсолютном моральном законе, вере в свободу и бессмертие души и в существование бога, хотя все это остается недоказуемым. критицизм канта и характерные для него совершенства и противоречия явились для нем. философии 19 в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. неокантианство, марбургская школа). непосредственными преемниками канта были к. л. рейнгольд (1758-1823), соломон маймон, и. с. бек и я. ф. фриз. философия канта определила также мышление шиллера, который в своей этике и эстетике, однако, отошел от интеллектуализма канта и приблизился к платоническому идеализму. философия просвещения нашла свое завершение и преодоление в протестантской метафизике и.г. гаманна, ф.г. яко6и, который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлек внимание к спинозе (через якоби пришел к спинозе гёте), и в иоганне готфриде гердере – противнике канта, положившем в основу своей философии историю и заменившем механическое органическим. гердер и гёте стали предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия иоганна готлиба фихте, характерной чертой которого была вера в прогресс. фихте развил критицизм канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества фридриха вильгельма шеллинга – подлинного философа романтизма: природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными. к представителям романтической философии относятся также новалис, создавший « магический идеализм», шлейермахер, по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и фридрих краузе, который ввел в философию тождества шеллинга пантеизм. в остальном в философии 19 в. царили гегель и шопенгауэр. гегель, в котором нем. спекулятивная философия (за пределами германии не существовало ничего подобного ей, более того, во франции и англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла свое высшее выражение, поставил характерную для эпохи просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остается одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему – более высокой ступенью осуществляющего себя разума. государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциональной нравственностью». это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности ю. шталем и фердинандом лассалем и заканчивается на бисмарке и пионерах национал-социализма. др. направление развития гегелевского учения восприняло элементы франц. позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно-механистического взгляда на природу и мир. его представляли «левые гегельянцы», прежде всего людвиг фейербах, макс штирнер, давид штраус, карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895), которые наряду с рус. мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются непредсказуемыми и который нашел свое завершение в ленинизме. шопенгауэр считает ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. все события в мире являются для шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. отсюда философское развитие идет – через работу шопенгауэра «о воле и природе» (1836) и работу ницше «воля к власти» – к философии жизни и витализму. особое положение занимает учение об окружающей среде якоба икскюля. наряду с гегелем и его школой немаловажную роль в развитии нем. философии сыграли педагогика и психология иоганна фридриха гербарта, логика бернардо болъцано и психология как естествознание внутреннего опыта фридриха эдуарда бенеке. после смерти гегеля интерес нем. философии к проблемам метафизики стал быстро падать. философия стала основополагающим фундаментом для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. материализм был преобразован карлом фогтом, якобом молешоттом, людвигом бюхнером и фридрихом альбертом ланге в естественнонаучный материализм; эрнстом геккелем – в монизм; вильгельмом оствальдом – в энергетизм. в стороне от этой группы стоят густав теодор фехнер с его пантеистической натурфилософией, рудольф герман лотце с его идеалистически-механистическим мировоззрением и эдуард гартман с его философией бессознательного. формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология вильгельма вундта, который создал широко разветвленную школу (кюльпе, эббингауз, крепелин, мойман и др.), новейший позитивизм эрнста лааса и евгения дюринга, эмпириокритицизм рихарда авенариуса, эрнста маха и теодора циена, имманентная философия вильгельма шуппе и идеалистический позитивизм, или функционализм, ханса файхингера. начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике нем. идеализма и представленное такими мыслителями, как, напр., алоиз риль, вильгельм винделъбанд, генрих риккерт и эрнст кассирер. конец 19 в. ознаменовался возвратом к метафизике. философия ницше вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. при ницше рождается философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. главные представители: георг зиммель, рудольф эйкен и прежде всего вильгельм дильтей, для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души и внешний мир узнается в своем сопротивлении. наиболее значительные преемники дильтея: исследователь религиозной социологии эрнст трёльч, представитель философии культуры эрих ротхакер и педагог эдуард шпрангер. большое влияние дильтей оказал на георга миша -(род. 1878), ханса фрейера и теодора литта. в связи с дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: освальд шпенглер, который предсказывал гибель западной европы; герман кейзерлинг – прагматический иррационалист; людвиг клагес, который изображал действительность как поток одушевленных образов, а дух – как противника души. начало 20 в. отмечено развитием феноменологии. она была подготовлена работами франца брентано, алексиса мейнонга, алоиза гефлера, карла штумпфа и христиана эренфелъса, который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. основателем феноменологии был эдмунд гуссерль. феноменология – метод описания феноменов; ее предметом является сущность, понимание которой путем созерцания становится возможным в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. философия гуссерля, как и философия дильтея, находит свое отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех нем. философов. последователями гуссерля были александр пфендер, оскар беккер, мориц гейгер (1880-1937), эдит штейн (1891-1942), адольф рейнах (18831916) и особенно макс шелер – наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в нем. философии и создал философию личности и современную этику ценностей. третьим осн. течением в современной нем. философии является экзистенциализм. он берет свое начало в работах кьёркегора, заимствует много мыслей из философии жизни и феноменологии и находит свое первое и в то же время наиболее яркое выражение в произв. мартина хайдеггера и карла ясперса. центральное место в нем занимает экзистенциальное переживание мира и я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнается как «бытие перед лицом смерти». я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. перед существованием ставится вопрос о его абсолютном бытии, и из ответа делается заключение о смысле бытия. действительность не познается, а узнается по тому, имеется она в наличии или нет; она является не предметом (объектом), но «орудием» (как инструмент, письменные или швейные принадлежности и т. п.). четвертое осн. направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, – онтология. она является современным выражением метафизики. в противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщенность частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (см. studium gener ale). истоки этого философского направления находятся в биологии ханса крита. родственные идеи можно найти у генриха майера, эриха йенша, отмара шпанна и гюнтера якоби. важнейший представитель этого направления николай гартман – одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редчайшей ясностью и прозрачностью языковой формы. кроме онтологии, он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слов. в своей этике он примыкает к шелеру.