Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Психологизм

Глоссарий по философии
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.




Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Утверждение, русский
  1. Утверждение , согласие

  2. – положение, мысль, которой доказывают что-нибудь.

  3. Утвердительная форма выдвижения гипотезы, относительно некоторого явления

  4. Положение, мысль, которой доказывают, утверждают что-либо [114]. в логике – особая форма предложе- ния, которая в утвердительной форме выдвигает гипотезу отно- сительно некоторого явления. в математике доказанные утвер- ждения называются теоремами (более простые – леммами). [114].


Эмпириокритицизм, русский
  1. (от греч . empeiria - опыт и критика) (махизм), философское течение, основано р. авенариусом и э. махом; форма позитивизма кон. 19 - нач. 20 в.

  2. – основанная р. авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».


Позитивизм, русский
  1. Философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивает

  2. (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. основан в 30-х гг. 19 в. о. контом (ввел самый термин). различают "классический" позитивизм - э. литтре, и. тэн, э. ренан (франция), дж. с. милль, г. спенсер (великобритания), в. в. лесевич, м. м. троицкий (россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. аналитическая философия). оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Свойственный, русский
    Свойственный , естественный, отличительный, принадлежащий


Неофрейдизм, русский
  1. Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в пс

  2. Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа з. фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. при этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

  3. – направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в сша, сторонники которого соединили психоанализ зигмунда фрейда с амер. социологическими теориями. к числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся карен хорни, гарри салливен, эрих фромм и др. подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

  4. , направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. главные представители - к. хорни, х. с. салливан, э. фромм. перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). неофрейдизм отклоняет учение з. фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.


Взаимодействия, русский

Психологическое тестирование, русский
    – систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. тесты подразделяются на три осн. категории. тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. вторая категория – тесты достижений – оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу. третьей осн. категорией являются тесты личности. они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений. следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений. необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования. главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью. эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях. наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью. тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными. надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области. методики и категории тестирования различны. открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы. к таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы. закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным. тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов. поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание. др. типы тестирования – метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств; метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках; метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой. разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта. англ, психолог чарлз э. спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий. джой пол гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта. индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности. см. также глубинная психология, ассоциативный тест.


Психокинез,, русский
    Телекинез-в парапсихологии воздействие концентрированной на материальном предмете мысли, при котором этот предмет передвигается или меняет форму. физический эффект психокинеза находится в противоречии с когнитивной природой экстрасенсорного воздействия, др. категории парапсихологических феноменов. левитация считается основанной на силах психокинеза; ее проявления обычны, хотя часто основаны на мошенничестве при демонстрации магии. в экспериментах по психокинезу испытуемый старается мысленно или усилием воли воздействовать на бросаемую кость так, чтобы она упала определенной стороной. экспериментальные данные, как и в др. областях парапсихологии, являются малоубедительными.