Глоссарий





Новости переводов

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Русская философия

Глоссарий по философии
    . – о самостоятельной рус. философии может идти речь только с нач. 18 в. до этого времени в россии над мышлением господствовала греч. ортодоксальная церковь. в кон. 18 в. на рус. философию оказывали свое влияние франц. просвещение и философия хр. вольфа, в 19 в. – философия шеллинга и гегеля (см. гегельянство), а позднее – позитивизм и материализм. получили известность шеллингианец д. м. велланский, давыдов, петр чаадаев, гегельянец киреевский, белинский, гериен, бакунин, материалист и позитивист чернышевский, лавров, m. m. филиппов (1858-1903), плеханов. в кон. 19 в. начинает формироваться рус. философия в ее национальном своеобразии, имеющая мистически-религиозную направленность. в этом отношении для рус. философии характерны писатели толстой и достоевский. соловьев – первый известный на западе представитель рус. философии – пришел через канта к оправданию мистического христианства. религиозный философ лев шестов был близок к экзистенциализму. большое философское значение имеют работы двух психологов – бехтерева и павлова (см. также рефлексология). николай бердяев, как и вся эмигрантская рус. философия, продолжил мистически-утопическую линию соловьева. эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних рус. классических философов а.ф. лосева и с.л. франка. см. также европейская философия.




Русская компания, русский
    , см. московская компания.


Русская платформа, русский
    , то же, что восточно-европейская платформа.


Русская пляска, русский
    , вид народного танца. включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). музыкальный размер 2/4 или 8/8.


Русская правда, русский
  1. Свод древнерусского права, включающий правду ярослава мудрого и другие источники.

  2. Памятник светского писаного права руси xi- xiii вв., открытый в xviii в. русским историком в.н.татищевым и дошедший до нашего времени в трех основных редакциях: краткой, пространной и сокращенной.

  3. , свод древнерусского права. включает: отдельные нормы "закона русского", правду ярослава мудрого, правду ярославичей, устав владимира мономаха и др. защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т. д. 3 редакции: краткая, пространная, сокращенная. списки 13-18 вв.


Русская православная зарубежная церковь, русский
    , образовалась в период гражданской войны. состоит из приходов и епархий. по распоряжению патриарха тихона (1920) управляется архиерейским синодом и возглавляется первоиерархом, выбираемым архиерейским собором. отделилась от русской православной церкви (сша) после декларации митрополита сергия (1927), призвавшего к сотрудничеству с советской властью. не признает иерархического руководства рпц в лице московской патриархии. возвращение в состав рпц считает возможным после покаяния иерархов рпц в сотрудничестве с атеистической властью. духовно-административный центр находится в нью-йорке (сша). с 1990 имеет суздальский приход в россии (решение не признано рпц).


Русская православная церковь, русский
    , самая крупная из православных церквей. основана в кон. 10 в. возглавляли митрополиты, подчинявшиеся константинопольскому патриарху; пребывали в киеве, с кон. 13 в. - во владимире, с 1328 - в москве. с 1448 автокефальная. патриаршество учреждено в 1589, упразднено в 1721, восстановлено в 1917. реформа никона в 1653-56 стала поводом для раскола, появления старообрядчества и сектантства. по духовному регламенту 1721 подчинена государству, управлялась синодом. после октябрьской революции в январе 1918 отделена от государства и испытывала противоправные вмешательства со стороны государства, духовенство подвергалось репрессиям. управляется патриархом с участием священного синода. верховная власть принадлежит поместному собору. духовно-административный центр находится в москве в свято-даниловом монастыре. административно разделяется (нач. 1991) на 93 епархии (в т. ч. 10 за рубежом), 1 экзархат, 17 викариатств (в т. ч. зарубежных). имеет 2 духовные академии, 7 семинарий, 13 духовных училищ, 80 монастырей. издает "журнал московской патриархии", "московский церковный вестник", "богословские труды". член всемирного совета церквей с 1961.


Русская православная церковь в изгнании, русский

Русская равнина, русский
    , название восточно-европейской равнины на территории российской федерации.


Русски, русский

Русские, русский
    , народ, основное население российской федерации (св. 119,87 млн. человек). на украине 11,35 млн. человек, в казахстане 6,23 млн. человек, узбекистане 1,65 млн. человек, белоруссии 1,34 млн. человек, киргизии 916,6 тыс. человек, латвии 905,5 тыс. человек, молдавии 562 тыс. человек, эстонии 474,8 тыс. человек, азербайджане 392,3 тыс. человек, таджикистане 388,5 тыс. человек, литве 344,5 тыс. человек, грузии 341,2 тыс. человек, туркмении 333,9 тыс. человек, армении 51,5 тыс. человек (1989). живут также в странах америки (главным образом в сша) и зап. европы. общая численность 146 млн. человек (1992). язык русский. верующие русские в основном православные.


Русские горы, русский
    , в вост. антарктиде, на земле королевы мод. длина ок. 200 км. высота до 2820 м, вершины гор свободны ото льда и снега. открыты в 1959 экспедицией ссср.


Русские меры, русский
    , официальная система мер и весов, действовавшая на территории россии. система единых мер в русском государстве в основном сложилась к кон. 17 в. после октябрьской революции заменена метрической системой мер.


Русский, русский

Русский (русская), русский

Русский (сущ.), русский

Русский алфавит, русский
    , последовательный ряд букв, передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную форму русского языка. русский алфавит восходит к кириллице, в современном виде существует с 1918. содержит 33 буквы,20 из них передают согласные звуки (б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, ч, ц, щ, г, к, х, м, н, л, р); 10 - гласные звуки (а, э, о, ы, и, у) или (в определенных позициях) сочетания j + гласный (я, е, ю); буква "й" передает "и неслоговое" или j; "ъ" и "ь" не обозначают отдельных звуков. русский алфавит служит основой для алфавитов некоторых других языков.


Русский духовный театр "глас", русский
    , создан в москве в 1991, художественный руководитель н. с. астахов (с 1991). сценические композиции на евангельские сюжеты.


Русский и латинский (шрифт), русский

Русский рубль, русский

Русский рысак, русский
    , легкоупряжная порода лошадей. выведена (утверждена в 1949) в российской федерации. животные крупные, гармонично сложены, резвые. используют для улучшения местных упряжных лошадей и в конном спорте. разводят во многих областях.


Просвещение, русский
  1. Просвещение , образование

  2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

  3. – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. в англии эпоха просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. вряд ли можно говорить о веке просвещения в италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. в философии просвещение выступало против всякой метафизики. оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. в области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой просвещения. главные представители просвещения: фрэнсис бэкон, гоббс, локк, юм – в англии; бойль, вольтер, энциклопедисты, руссо, монтескье, дидро – во франции; вольф, лессинг, кант (в то же время они стремились к преодолению просвещения), фридрих великий, томазий – в германии; н.и.новиков, а.н.радищев, в.г.белинский, н.г.чернышевский, а.и.герцен – в россии; т.джефферсон, б.франклин – в сша. однако уже в кон. 18 в. фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. в кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

  4. , 1) распространение знаний, образования. 2) система общеобразовательных учреждений в стране (см. также народное образование).

  5. , идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. главные представители просвещения в англии (где оно возникло) - дж. локк, дж. а. коллинз, дж. толанд, а. э. шефтсбери; во франции (период наибольшего распространения здесь просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком просвещения") - вольтер, ш. монтескье, ж. ж. руссо, д. дидро, к. а. гельвеций, п. а. гольбах; в германии - г. э. лессинг, и. г. гердер, ф. шиллер, и. в. гете; в сша - т. джефферсон, б. франклин, т. пейн; в россии - н. и. новиков, а. н. радищев). идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. вместе с тем в 19-20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.


Гегельянство, русский
  1. Идеалистическое течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянств

  2. , философское течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. возникло в германии в 30-40-х гг. 19 в. в спорах по религиозным вопросам выделились консервативное "правогегельянство", истолковавшее гегеля в духе ортодоксального теизма (к. гешель, к. дауб и др.), радикальное левое гегельянство - "младогегельянство" (а. руге, б. бауэр, л. фейербах, д. штраус, м. штирнер), подчеркивавшее в противовес гегелевскому "мировому духу" роль самосознания отдельных личностей в истории. промежуточное положение занимало "ортодоксальное" гегельянство (к. михелет, к. розенкранц и др.). см. неогегельянство.

  3. – философское течение, исходившее из учения гегеля и развивавшее его идеи. школа гегеля распалась в германии на правое, теистическое, крыло (гёшель, дауб и др.) и радикальное левое крыло, младогегельянцы (руге, бруно бауэр, фейербах, штраус и др.). для истории гегельянства большое значение имели основанные в 1838 руге и эхтермейером «галльские ежегодники», в которых сотрудничали младогегельянцы; с 1841 они назывались «немецкие ежегодники по вопросам науки и искусства», а в 1843 были запрещены. промежуточную позицию между правыми и левыми занимали к. розенкранц, и. э. эрдман и др. маркс и энгельс диалектический метод гегеля взяли за основу своего материалистического понимания истории (см. материализм исторический). во франции начало гегельянству было положено кузеном и, без прямой ссылки на гегеля, развивалось тэном, ренаном, гамеленом, андлером и др. после долгого перерыва «феноменология духа» гегеля вместе с философскими работами молодого маркса начинает играть важную роль во франц. духовной жизни. гегельянство в англии берет свое начало с поэтического произв. стирлинга «the secret of hegel» (1865); к этому направлению принадлежали бозанкет, мак-таггарт, холдейн (виконт клоанский), бейли и др.; в сша – гаррис, ройс, боун. в италии гегельянство было широко распространено, начиная от джоберти и росмини до джентиле и кроче; было оно распространено и в россии, где неразрывно связывалось с духовной стороной революционного движения. большое значение имело гегельянство также у небольших слав, народов, в скандинавии и голландии. ни один нем. мыслитель, даже кант, не имел такого продолжительного влияния на др. нации, как гегель. возрождение идей гегеля началось в 20 в.


Позитивизм, русский
  1. Философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивает

  2. (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. основан в 30-х гг. 19 в. о. контом (ввел самый термин). различают "классический" позитивизм - э. литтре, и. тэн, э. ренан (франция), дж. с. милль, г. спенсер (великобритания), в. в. лесевич, м. м. троицкий (россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. аналитическая философия). оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).


Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Известность, русский
    Известность , знаменитый, славный , поставлять в известность, приводить в известность


Материалист, русский

Направленность, русский

Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Религиозный, русский
    Религиозный , благочестивый, духовный


Рефлексология, русский
  1. Естественнонаучное направление в психологии, развившееся в 1900-1930 гг., преимущественно в отечественной психологии, и связанное с деятельностью в. м. бехтерева. следуя за и. м. сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли,

  2. Естественнонаучное направление в психологии, развившееся в 1900-1930 гг., преимущественно в отечественной психологии, и связанное с деятельностью в. м. бехтерева. следуя за и. м. сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы объективными проявлениями. в связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием мозга головного.

  3. (от лат. reflexus отраженный и греч. logos – учение) – наука, основанная на психологии и наблюдениях над поведением, объективное биосоциальное исследование человеческой личности в ее физически-космической и социальной среде, по определению в.м. бехтерева и и. п. павлова. полагают, что в рефлексологии можно исключить источники ошибок, заключенные в субъективности и самонаблюдении, и, кроме того, правильно познать чужую духовную жизнь. рефлексология родственна бихевиоризму.

  4. (от рефлексы и ...логия), естественнонаучное направление в психологии, распространенное в 1900-1920-х гг. главным образом в россии и связанное с деятельностью в. м. бехтерева. считая вслед за и. м. сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. рефлексология была подвергнута резкой критике в кон. 20-х гг.


Руссо, русский
  1. (rousseau) жан жак (род. 28 июня 1712, женева – ум. 2 июля 1778, эрменонвилль, близ парижа) – франц. писатель и философ. руссо – мыслитель, в котором созревал романтический протест против просвещения; хотя он сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению, однако уже был одним из тех, кто духовно подготавливал франц. революцию. руссо пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. все является добрым, поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека. за его лозунгом «назад к природе!» скрывался натурализм, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. воспитанию он приписывал задачу устранения всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий. религиозное воспитание должно вестись не в духе какого-либо определенного вероисповедания, а в духе деизма. человек рождается свободным, благодаря молчаливо заключенному общественному договору (contrat social) люди объединяют свои воли в «единую волю»; см. государство. руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. осн. произв.: «эмиль, или о воспитании» (1762); «об общественном договоре» (1762); «исповедь» (1781-1788); избр. соч., тт. 1-3. м., 1961.

  2. (russo) алеку (1819-59) , молдавский и румынский писатель, публицист. сатирическая пьеса "жикничерул вадрэ" (1846), поэма "песнь румынии" (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьи направлены против остатков феодализма.

  3. (rousseau) (прозвище таможенник - le douanier) анри (1844-1910) , французский живописец. самоучка. представитель примитивизма. фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.

  4. (russo) винченцио (1770-99) , итальянский просветитель; деятель партенопейской республики (член законодательной комиссии). казнен после ее падения.

  5. (rousseau) жан жак (1712-78) , французский писатель и философ. представитель сентиментализма. с позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. в сочинениях "рассуждение о начале и основаниях неравенства..." (1755), "об общественном договоре" (1762) и др. руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. государство, по руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (см. общественный договор). эстетические и педагогические взгляды руссо выражены в романе-трактате "эмиль, или о воспитании" (1762). роман в письмах "юлия, или новая элоиза" (1761), а также "исповедь" (издание 1782-89), ставящие в центр повествования "частную", духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. "пигмалион" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. идеи руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.(rousseau) жан жак (28 июня 1712, женева - 2 июля 1778, эрменонвиль), французский мыслитель и писатель эпохи просвещения.детствомать руссо, урожденная сюзанна бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения жан-жака, а отец - часовщик изак руссо - в 1722 был вынужден уехать из женевы. 1723-24 руссо провел в протестантском пансионе ламберсье в местечке боссе близ французской границы. по возвращении в женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. не стерпев тирании хозяина, юный руссо в 1728 покинул родной город. мадам де варансв савойе он познакомился с луизой-элеонорой де варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога виктора-амедея савойского, ставшего в 1720 королем сардинии. поддавшись влиянию этой дамы, руссо отправился в турин в обитель святого духа. здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.в 1729 руссо поселился в аннеси у мадам де варанс, которая решила продолжить его образование. она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. в 1730 руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де варанс, на сей раз в шамбери, и стал одним из ее любовников. их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла руссо путь в новый, прежде недоступный мир. отношения с мадам де варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи жана бонно де мабли, старшего брата известных философов-просветителей мабли и кондильяка. хотя воспитателя детей мабли из руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в париж. руссо в парижев 1742 руссо переселился в столицу франции. здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. руссо выступил с докладом на заседании королевской академии наук, а затем апеллировал к публике, издав "диссертацию о современной музыке" (1743). к этому времени относится и его встреча с дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям. в 1743 руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в венеции графа де монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в париж (1744). в 1745 он познакомился с терезой левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), руссо отдавал их в воспитательный дом. "энциклопедия"в конце 1749 дидро привлек руссо к работе над "энциклопедией", для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. репутация руссо как музыканта возросла после его комической оперы "сельский колдун", поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753. в 1749 руссо принял участие в конкурсе на тему "способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", организованном дижонской академией. в "рассуждениях о науках и искусствах" (1750) руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. в 1754 на второй конкурс дижонской академии руссо представил "рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755). в нем он противопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).конфликт с энциклопедистамив 1750-х гг. руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. в 1754 он побывал в женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. по возвращении во францию руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 он провел в сельской местности близ монморанси (под парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д`эпине (подругой фридриха мельхиора гримма, автора знаменитой "литературной корреспонденции", с которым руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де люксембурга. однако отношения руссо с дидро и гриммом постепенно охлаждались. в пьесе "побочный сын" (1757) дидро высмеял отшельников, а руссо воспринял это как личное оскорбление. затем руссо воспылал страстью к невестке мадам д`эпине, графине софи д`удето, которая была любовницей жана-франсуа де сен-ламбера, энциклопедиста, близкого друга дидро и гримма. друзья сочли поведение руссо недостойным, сам он не считал себя виновным. преклонение перед мадам д`удето вдохновило его на "новую элоизу" (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. нараставшее расхождение руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. в "письме к д`аламберу о спектаклях" (1758) руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. вызвав возмущение многих, в том числе дидро и вольтера, он поддержал критиков статьи "женева", опубликованной д`аламбером за год перед этим в 7 томе "энциклопедии".теория нравственных чувствв педагогическом романе "эмиль или о воспитании" (1762) руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. в форме философского романа руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества."общественный договор"между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы руссо - "об общественном договоре, или принципы политического права" (1762). заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. обеспечение этой нравственной опоры власти руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. таким образом, философия руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей. последние годыпроповедь руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. "эмиль" был осужден парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из франции. в женеве были сожжены и "эмиль" и "общественный договор", а руссо был объявлен вне закона. в 1762-67 он скитался вначале по швейцарии, затем оказался в англии. в 1770, достигнув европейской известности, руссо вернулся в париж, где ему уже ничто не угрожало. там он завершил работу над "исповедью" (1782-1789). обуреваемый манией преследования, руссо удалился в эрменонвиль под санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке. в 1794, в период якобинской диктатуры, останки руссо были перенесены в пантеон. якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ верховного существа, но и террор. сочинения:избр. соч. м., 1961. т. 1-3.юлия или новая элоиза. м., 1968.трактаты. м., 1969.euvres completes / еd. b. gagnebin, м. raymond. paris, 1959. (вышло 5 томов, издание продолжается).euvres completes / еd. м. launay. paris, 1967-71. v. 1-3.correspondance complete / еd. r. a. leigh. oxford, 1965. (из 53 вышел 51 том, издание продолжается).литература:верцман и. е. жан-жак руссо. м., 1976.манфред а. з. три портрета эпохи великой французской революции. м., 1978.green f. c. jean-jacques rousseau: a critical study of his life and writings. cambridge, 1955.crocker l. g. jean-jacques rousseau. new york, 1968-1973. v. 1-2.trousson r. jean-jacques rousseau. paris, 1988-1989. v. 1-2.mustel c. rousseau dans le monde russe et sovietique. montmorency, 1995.с. я. карп


Руперт из дейтца, русский
    (лат. rupertus tuicensis) (род. ок. 1070 – ум. 4 марта 1135) – представитель ранней нем. схоластики. всемогущество бога он понимал как всеволие бога, но в высших религиозных вопросах считал правомочным и разум. из догмы о троице пытался вывести схему мышления, имеющую троичную форму.