|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальная педагогика
Глоссарий по философии |
– направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан.
|
|
Педагогика, русский
- (от греч. pais – мальчик и agogos – руководитель) – учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования; см. воспитание, образование.
- (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. педагогические учения появились на др. востоке (6-5 вв. до н.э.) и в др. греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. в 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях я. а. коменского, ж.-ж. руссо, и. г. песталоцци, й. ф. гербарта, а. дистервега и др. важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды к. д. ушинского, н. и. пирогова, л. н. толстого, в. п. вахтерова, п. ф. каптерева и др. проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Педагогика сотрудничества, русский
, направление педагогической теории и практики воспитания. оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
Социальная апатия, русский
Крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.
Социальная выплата, русский
Основные социальные выплаты семьям, имеющим детей. предусмотрены следующие виды пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.
Социальная география, русский
, отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. связана с социологическими, демографическими, экономическими и др. исследованиями.
Социальная гигиена, русский
, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.
Социальная деятельность, русский
Диалектическое единство опосредованных информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов.
Социальная защита инвалидов, русский
Система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная инженерия, русский
Направление, стремящееся создать конкретное социальное вмешательство в функционирование общества. помимо методического обеспечения исследовательской социологической деятельности создает средства непосредственного содействия преобразовательной социальной практике. это содействие осуществляется путем внедрения социальных технологий, специальных методов, методик, отдельных техник и приемов, повышающих эффективность каких-либо социальных процессов. результатами труда социального инженера, помимо новой информации, становятся управленческие решения, социальные проекты, программы, сплоченные социальные группы, управленческие команды руководителей и специалистов, изменение мотивации и т.п.
Социальная информация, русский
Сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми в системе массовой коммуникации.
Социальная коммуникация, русский
Обмен информацией между социальными субъектами: индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами.
Социальная медицина, русский
Область медицины, рассматривающая здоровье и болезнь как функции группового проживания. см занимается здоровьем людей в связи с их поведением в социальных группах, и как таковая подразумевает лечение отдельного пациента как члена семьи или другой важной в повседневной жизни группы. также см занимается здоровьем этих групп как таковых, а с ними и здоровьем всего общества. отцом см был иоганн петер франк (1745–1821), который подробно описал дисциплину в труде system einer vollstndingen medicinischen polizey (1779). после того, как джон райль (1889–1950) сообщество 221 впервые был назначен профессором см в оксфордском университете, этот термин стал употребляться в объединенном королевстве применительно к кафедрам, имеющим дело с этой дисциплиной; в 70-х годах хх века более предпочтительным стал термином общественная медицина. в отчете ачесона (1988) выдвигались аргументы в защиту термина медицина общественного здоровья, который был принят преподавателями общественной медицины королевских колледжей объединенного королевства по подготовке врачей и многими британскими академическими кафедрами. частые изменения терминологии для данной области медицины контрастирует со стабильностью терминов в таких областях, как, например, анатомия и психиатрия, и раздражают тех, кто боится, что этот процесс может продолжаться и далее. см. также общественное здоровье.
Социальная мобилизация, русский
Социальная мобильность, русский
, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Социальная неделя, русский
Социальная недостаточность, русский
Снижение способности выполнять социальную роль в результате нарушения или инвалидности, неадекватной подготовки к этой роли или других обстоятельств. применительно к детям термин, как правило, обозначает наличие нарушения или других обстоятельств, которые вмешались в нормальный рост и развитие, возможность учиться. см. также ммеждународная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, где дано определение воз.
Социальная ответственность, русский
Социальная пенсия-, русский
Регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на трудовую пенсию. возраст престарелых граждан, по достижении которого может быть назначена с.п., на 5 лет выше, чем для пенсионеров по старости: женщин - 60 лет, мужчин - 65 лет. с.п. устанавливается независимо от наличия трудового стажа. престарелым гражданам с.п. назначается в твердой сумме, равной 2/з минимального размера пенсии по старости. работающим пенсионерам с.п. выплачивается в полной сумме.
Социальная позиция, русский
Устоявшаяся тенденция индивида реагировать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная множеством факторов ментального, эмоционального, поведенческого свойства.
Социальная политика, русский
- Деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на поддержание на 63 должном уровне трудовой мотивации населения, удовлетворения его интересов и потребностей, утверждение образа жизни, способствующего полноценному развитию личности и общества.
- Политика, направленная на решение социальных задач, например, таких как устранение бедности, образование и доступ к инфраструктуре. такая политика может концентрироваться на потребностях в социальной справедливости, включая перераспределение дохода и развитие инфраструктуры для бедных и в сельской местности. см. отраслевая политика.
Направление, русский
- Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ
- Referral
Воспитание, русский
- Воспитание, образование, обучение, уход, холя. , образование , давать воспитание
- Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих у
- Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых – полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны развития ближайшего» и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. при этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. в целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. воспитание (по з. фрейду). процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
- , целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. в воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
- – воздействие общества на развивающегося человека. в узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. при этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. рука об руку с воспитанием идет образование. воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. man). возможно и воспитание дурного. систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. педагогика).
|
Социальная религия, русский
– так называет альфред вебер демократический капитализм, демократический социализм и советский коммунизм; источник социальной религии – декларация прав человека (1776), с ее религиозно-социальным содержанием как выражением нового типа человека. «третий человек» (см. функционер) начиная с сер. 19 в. полемизировал с вновь возникающей социальной структурой, причем полностью разрушились конкретные формы воплощения старых душевно-духовных (т.е. относящихся к духу и душе) абсолютов и почти исчезла основанная на религии форма существования человека. «эта социальная религия в дальнейшем занимает место трансцендентальной религии; являясь идеальной и одновременно имея социальную структуру, она формирует в невиданных масштабах практически-динамические преобразующие силы современного человеческого бытия. ни одна трансцендентальная религия, за исключением разве ислама, не обладает в настоящее время такой силой, которая хотя бы в незначительной мере была бы сравнима с преобразующей силой социальной религии» (a. weber. kulturgeschichte als kultursoziologie, 1950, s. 423).
Социабильность, русский
(от лат. sociabilis – общительный, уживчивый) – способность или склонность к завязыванию связей с др. людьми, общительность.
|
|
|
|
|
|
|