Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Социология животных

Глоссарий по философии
    – исследование совместной жизни животных, ее форм и причин, способствующих этой совместной жизни (мотивов, стремлений, инстинктов); см. зоопсихология.




Животновод, русский

Животноводство, русский
    , отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. обеспечивает население продуктами питания (молоко, мясо, яйца и др.), легкую промышленность сырьем (шерсть, кожа и др.), дает некоторые корма (костная мука и др.), лекарственные средства (гормоны и др.) и органическое удобрение - навоз. животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, птицеводство, оленеводство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство, шелководство и др. теоретическая основа отрасли - зоотехния. животноводство тесно связано с растениеводством.


Животноводческ, русский

Животное, русский
    Животное, скотина (скот), зверь, четвероногое. , грубый


Животное с полостью, русский

Животное, объезженное, русский

Животное,вьючное, русский

Животнок подопытное, русский

Животные, русский
  1. Один из объектов гражданских прав (ст. 137 гк рф). кж. применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. ж., находящиеся в состоянии естественной свободы, представляют собой, как правило,&q

  2. , организмы, составляющие одно из царств органического мира. общие свойства животных и растений (клеточное строение, обмен веществ) обусловлены единством их происхождения. однако, в отличие от растений, животные - гетеротрофы, т. е. питаются готовыми органическими соединениями, т. к. не способны синтезировать питательные вещества из неорганических соединений; как правило, активно подвижны. одноклеточные и многоклеточные организмы. основные типы: простейшие (часто рассматривают как подцарство, включающее несколько типов), губки, кишечнополостные, плоские, первичнополостные, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, хордовые (в т. ч. подтип - позвоночные). по разным оценкам, ныне существует от 1,5 до 2 млн. видов животных (большинство - насекомые). численность многих видов сокращается (см. красная книга, охрана природы).

  3. Одна из основных групп мира живых существ, характеризующаяся гетеротрофным способом питания

  4. Человек


Животный, русский
    Животный , безнравственный


Животный клей, русский

Животный магнетизм, русский
    – предположительно существующая неуловимая или таинственная сила, влияющая на человека. термин употреблял австр. врач франц антон месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. месмер считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим из его тела, частью силы, заполняющей вселенную и исходящей от звезд.


Животный эпос, русский
    , произведения различных эпических жанров в устной и письменной форме, персонажи которых - животные: античный комический эпос "война мышей и лягушек", басни эзопа, ж. лафонтена, и. а. крылова и др. чаще всего термин применяется к средневековому эпосу и народным сказкам о животных.


Животных, русский
  1. Паразитов из одних частей организма в другие; 3) перемещение инородных тел в организме током крови и

  2. Резервуаров вируса


Социологизм, русский
    – стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре.


Социологии институт (ис) ран, русский
    , основан в 1968 в москве (до 1972 институт конкретных социальных исследований; до 1988 институт социологических исследований).


Социологическая школа вуголовном праве, русский
    Сформировалась в последней четверти xix в.почти одновременно с антропологической школой уголовного права и была тесно с нею связана. сторонники обеих школ выступали с критикой разработанных в рамках "классической" школы основных принципов и институтов уголовного права и процесса, которые нашли свое воплощение в уголовном законодательстве стран запада. объяснения причин преступности, предлагавшиеся сторонниками с.ш. в у.п., включили многие из положений, выдвинутых "антропологами". а предложения сторонников обеих школ в сфере реформы уголовного законодательства во многом совпадали, хотя и в этой области меры. предлагаемые "социологами".отличались значительно большим разнообразием. нередко обе школы рассматривались как единая "позитивная школа уголовного права", а ныне признаются одним "антрополого-социологическим направлением".


Социологическая школа права, русский
    , одно из направлений науки права 20 в. сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. в этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. крупнейший представитель социологической школы права - американский ученый р. паунд.


Социологическая школа уголовного права, русский
    , направление в науке уголовного права. возникло в кон. 19 - нач. 20 вв. представители школы - ф. лист (австрия), ч. ломброзо, э. ферри (италия), российские ученые и. я. фойницкий, с. в. познышев, признавая социальную обусловленность преступного поведения человека, в то же время считали, что на него влияют и биологические (в т. ч. наследственность), физические (время года, климат, время суток и т. п.) и иные факторы. современные сторонники социологической школы уголовного права выдвинули теорию множественности факторов преступности как биологических, так и социальных (напр., связанных с урбанизацией).


Социологическая юриспруденция, русский
    (социологическая школа права) - направление в современной теории права. формирование с.ю. началось на исходе xix в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и с.ю.


Социология, русский
  1. (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. она является наукой о социальном (см. социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. в 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (фрайер). начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является конт, в трех последних томах шеститомного «курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. конт ввел в употребление также и сам термин «социология». он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». в соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. последователями конта были такие англ, философы, как герберт спенсер («the study of sociology», 1873) и джон стюарт милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. главным последователем конта в германии был альберт шеффель (1831 – 1903). значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории гегеля, из которой к. маркс развил свой исторический материализм. в новейшей социологии различаются, по бюлову (в «wцrterbuch der soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)математическое направление (прежде всего парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). если уже сен-симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице конта, спенсера и дж. ст. милля. энергетическая трактовка оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. если уже платон, аристотель, фома аквинский, макиавелли, альтузий, воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. романтики шеллинг и гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. конт, спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. большое влияние имели здесь ж. гобино и ф. гальтон («hereditary genus», 1869). 5) антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до бодена, монтескье, гердера, гумбольдта, бокля и др. сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах гумбольдта, лацаруса, штейнтоля, бастиона, вундта, леви-брюля, л. г. моргана, турнвальда и др. 6) историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. в центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. представителями этих направлений являются в первую очередь кондорсе, сен-симон, конт, пауль барт, оппенгеймер, а также альфред вебер, к. мангейм, шелер, трёльч и фрейер. 7) психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. если у конта и спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания тарда и психология масс лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как мак-дугалл, фиркандт, теннис, зиммель. 8) универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. предшественником его является фома аквинский, главный его представитель о. шпанн – последователь адама мюллера, социал-философа романтики. социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. материализм исторический). теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (в. г. риль и др.). 10) фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». главным представителем этой концепции является г. зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. близко к этому направлению стоят штаммлер, фиркандт и л. фон визе. в учении о связи л. фон визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. оно возникло из философии и особенно разрабатывалось гуссерлем, шелером и хайдеггером. его фундаментом является 4 феноменология духа» гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь шелер, литт и фиркандт. 12) с о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. направление разрабатывалось максом вебером, зомбартом, оппенгеймером. своим соч. " ьber einige kategorien der verstehenden soziologie» макс вебер открывает новое направление, к которому близки также зомбарт и хайдеггер. 13) к у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – виндельбанд, риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. понятие «культура» было перенесено бэконом и гоббсом на воспитание, а пуфендорфом – на общество, вико, руссо, монтескье, вольтер, гаманн, гердер и кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. дильтей, бурхард, ницше, шпрангер, демпф мангейм и прежде всего альфред вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. особенно развита она в сша. ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. осн. цель всего этого – практическая применимость. специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

  2. (от лат . societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (платон, аристотель и др.), продолжались в философии истории. создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в. пытался о. конт (ввел и сам термин). в 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. концепции крупнейших социологов (ф. тенниса, г. зиммеля, э. дюркгейма, в. парето, м. вебера, т. веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. с 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).


Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Зоопсихология, русский
  1. Наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического эволюции психики животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. ветвь психологии, близкая к этологии. рассматривает проблемы развития психики в филоге

  2. Наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического эволюции психики животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. ветвь психологии, близкая к этологии. рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, изучает – преимущественно в лабораторных условиях – формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождении психики и ее развитие в ходе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. основной методологической базой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях некоего вида. в трудах отечественных зоопсихологов, выступавших против антропоморфических, идеалистических и вульгарно-материалистических взглядов на психическую активность животных. психика животных изучается в диалектическом единстве с внешней, преимущественно двигательной активностью (-> животное: поведение инстинктивное; животное: поведение территориальное), посредством коей устанавливаются все жизненно необходимые связи со средой. как первичный и ведущий фактор развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности, приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности. конкретное изучение деятельности психической животных, их перцептивных процессов, ориентировочно-исследовательских реакций, памяти, эмоций, навыков и других форм научения (-> животное: научение), интеллекта и прочего производится на базе анализа структуры поведения и требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида. зоопсихология тесно связана с этологией и другими биологическими науками. достижения отечественной зоопсихологии особенно значительны в исследованиях психической регуляции поведения высших млекопитающих. вкупе с этологией она пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие появление и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют. зоопсихология применяет психологические методы для дополнения данных этологии о поведении животных. она стремится лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с миром животных.

  3. – наука об особенностях поведения и психики животных. основана на психологическом истолковании поведения животных в условиях наблюдения или эксперимента по аналогии с психической жизнью человека и формами ее выражения. современная зоопсихология избегает проблемы души у животных, пытаясь изучать и объяснять их поведение исключительно методами бихевиоризма, не игнорируя при этом «психический фактор». но поскольку оказалось, что в поведении человека выражается только весьма незначительная часть его внутренней жизни, проблема психического была вновь поставлена и современной зоопсихологией, методика которой развивается параллельно методике психологии. древнегреч. философы считали, что животные обладают душевной жизнью, сходной с жизнью людей. аристотель (4 в. до р. x.) приписывал животным только чувственную душу, считая, что разумная душа имеется лишь у человека. стоики считали, что животное обладает ощущениями, представлениями и стремлениями, но действует не осмысленно, а «управляется» в известной мере природой; подобные мысли высказывались и в период средневековья. так, декарт считал животное автоматом, не обладающим психической интеллектуальной жизнью. монтень, франц. материалисты, а позже брем, фогт, бюхнер и геккель не видели никакой разницы, или только количественную, между душой человека и животного, часто даже в пользу последней. эта точка зрения получает затем свое обоснование благодаря проникновению в психологию из естественных наук теории развития. ее ранние представители – карл бурдах, карл гарус, а позднее герберт спенсер – полагали, что животное не является автоматом; оно действует сознательно, но не обладает рефлексией. животное не имеет никакого сознательного отношения к прошлому и будущему. мыслит оно, вероятно, в установках, основанных на реакциях на события внешнего мира. психическая жизнь человека и животного сходна в области стремлений и чувств. ротхакер называет слой «оно» (см. учение о слоях) царством «человеко-животного во мне». поэтому человеку более всего понятны стремления и аффекты животного.

  4. (психология животных) , отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. связана с экологией, этологией и другими науками.


Социология знания, русский
    – теория о тесной бытийной связи знания. исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с сословием и т. д.


Социологизм, русский
    – стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре.