Глоссарий



Новости переводов

24 сентября, 2021

2023 год в СНГ станет Годом русского языка

24 сентября, 2021

10 любопытных фактов о переводах. Часть 3

24 сентября, 2021

Лонглист Национальной книжной премии / National Book Award

23 сентября, 2021

Лингвистическая помощь: Как правильно - "дышащий" или "дышущий"?

23 сентября, 2021

Западноармянскому языку грозит полное исчезновение

22 сентября, 2021

Слово дня: Девушка

22 сентября, 2021

10 любопытных фактов о переводах. Часть 2




Поиск в глоссариях:  

Немецкий язык

Общая лексика
    , язык немцев, австрийцев, официальный язык германии, австрии, один из официальных языков швейцарии, люксембурга и бельгии. относится к индоевропейской семье языков (германская группа). письменность на основе латинского алфавита.




Немецкая государственная опера, русский
    , музыкальный театр в германии. открыт в 1742 в берлине (до 1918 королевская опера).


Немецкая марка, русский

Немецкая модель ипотеки, русский
    Модель ипотечного кредитования, при которой выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг. такую схему называют одноуровневой.


Немецкая модель ипотеки, русский
    Модель ипотечного кредитования, при которой выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг. такую схему называют одноуровневой.


Немецкая слобода, русский
    , 1) место поселения иностранцев в городах россии 16-17 вв. 2) см. кукуй.


Немецкая философия, русский
    . нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христ. философии. начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской мистике, в письмах и нравоучительных произв. хильдегарды бингенской и др. рейнских и фландрийских монахинь. наиболее значительной среди них была мехтильд магдебургская. благочестие братьев по совместной жизни или др. братств лежало в основе деятельности крупных нем. мистиков: мейстера экхарта, генриха сузо и иоганна таулера. к ним относятся также: гирт грот, фома кемпийский и неизвестный автор "немецкой теологии"; см. также мистика. ведущим нем. философом эпохи возрождения является николай кузанский; он предвосхитил некоторые черты философии лейбница и гегеля – особенно своим частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей». наряду с николаем кузанским надо упомянуть об atpunne неттесхеймском и враче парацельсе, которые представляли мистику, возрождавшую идеи древнегреч. мыслителей. эпоха барокко представлена именами валентина вейгеля и якоба бёме, типично нем. мистика которых противостояла всей западноевропейской философии. мартин лютер повлиял на нем. философию идеями и пафосом свободы, несмотря на то что понятие свободы оспаривал. он отвергал все метафизические притязания нем. философии и резко критиковал аристотелизм и томизм, но решительно защищал воспитательное значение мышления, ведущего к ясности выражения и понятий. филипп меланхтон, наделенный лютером неограниченными полномочиями относительно философской систематизации идей реформации, воздвиг прочное здание протестант, неосхоластики, просуществовавшее более четверти тысячелетия. в лице ульриха цвингли реформированная теология часто выступает чуть ли не как волюнтаристская философия. то же направление заметно в работах представителя исторической мистики себастьяна франка. нем. философия эпохи просвещения уже в период тридцатилетней войны возвещает о себе именами иоганна клауберга и в особенности якоба томазия (старшего). работы лейбница ознаменовали вступление нем. философии в пору своего совершеннолетия. лейбниц обосновал нем. идеализм и тем самым нем. философию в узком и собственном смысле слова. перешагнув через национальные границы, он охватил духовным взором всю совокупность знаний своего времени. лейбниц относился одинаково критически и к франц. материализму, и к англ, эмпиризму и скептицизму. он пытался создать технику познания, основанную на объединении логики с чистым естествознанием. вселенная – гармоническое целое, в котором уничтожается также противоположность между религией и наукой. наш мир – лучший из всех возможных миров. философия нем. просвещения вновь попадает под сильное влияние иностранной философии (декарт, локк, шефтсбери, юм). ее типичным представителем является христиан вольф, чьи взгляды в то время считались просто философией как таковой. он положил начало целому ряду философов-популяризаторов, которые частью излагали философию вольфа, частью – философию здравого смысла человека. кроме вольфа, следует назвать моисея мендельсона и а. г. баумгартена. вера философов просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. критицизм иммануила канта явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. исследования канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь ее явлениями. эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категориями). логика чистого разума ведет от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. практический разум как «категорический императив» нуждается в абсолютном моральном законе, вере в свободу и бессмертие души и в существование бога, хотя все это остается недоказуемым. критицизм канта и характерные для него совершенства и противоречия явились для нем. философии 19 в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. неокантианство, марбургская школа). непосредственными преемниками канта были к. л. рейнгольд (1758-1823), соломон маймон, и. с. бек и я. ф. фриз. философия канта определила также мышление шиллера, который в своей этике и эстетике, однако, отошел от интеллектуализма канта и приблизился к платоническому идеализму. философия просвещения нашла свое завершение и преодоление в протестантской метафизике и.г. гаманна, ф.г. яко6и, который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлек внимание к спинозе (через якоби пришел к спинозе гёте), и в иоганне готфриде гердере – противнике канта, положившем в основу своей философии историю и заменившем механическое органическим. гердер и гёте стали предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия иоганна готлиба фихте, характерной чертой которого была вера в прогресс. фихте развил критицизм канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества фридриха вильгельма шеллинга – подлинного философа романтизма: природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными. к представителям романтической философии относятся также новалис, создавший « магический идеализм», шлейермахер, по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и фридрих краузе, который ввел в философию тождества шеллинга пантеизм. в остальном в философии 19 в. царили гегель и шопенгауэр. гегель, в котором нем. спекулятивная философия (за пределами германии не существовало ничего подобного ей, более того, во франции и англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла свое высшее выражение, поставил характерную для эпохи просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остается одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему – более высокой ступенью осуществляющего себя разума. государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциональной нравственностью». это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности ю. шталем и фердинандом лассалем и заканчивается на бисмарке и пионерах национал-социализма. др. направление развития гегелевского учения восприняло элементы франц. позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно-механистического взгляда на природу и мир. его представляли «левые гегельянцы», прежде всего людвиг фейербах, макс штирнер, давид штраус, карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895), которые наряду с рус. мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются непредсказуемыми и который нашел свое завершение в ленинизме. шопенгауэр считает ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. все события в мире являются для шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. отсюда философское развитие идет – через работу шопенгауэра «о воле и природе» (1836) и работу ницше «воля к власти» – к философии жизни и витализму. особое положение занимает учение об окружающей среде якоба икскюля. наряду с гегелем и его школой немаловажную роль в развитии нем. философии сыграли педагогика и психология иоганна фридриха гербарта, логика бернардо болъцано и психология как естествознание внутреннего опыта фридриха эдуарда бенеке. после смерти гегеля интерес нем. философии к проблемам метафизики стал быстро падать. философия стала основополагающим фундаментом для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. материализм был преобразован карлом фогтом, якобом молешоттом, людвигом бюхнером и фридрихом альбертом ланге в естественнонаучный материализм; эрнстом геккелем – в монизм; вильгельмом оствальдом – в энергетизм. в стороне от этой группы стоят густав теодор фехнер с его пантеистической натурфилософией, рудольф герман лотце с его идеалистически-механистическим мировоззрением и эдуард гартман с его философией бессознательного. формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология вильгельма вундта, который создал широко разветвленную школу (кюльпе, эббингауз, крепелин, мойман и др.), новейший позитивизм эрнста лааса и евгения дюринга, эмпириокритицизм рихарда авенариуса, эрнста маха и теодора циена, имманентная философия вильгельма шуппе и идеалистический позитивизм, или функционализм, ханса файхингера. начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике нем. идеализма и представленное такими мыслителями, как, напр., алоиз риль, вильгельм винделъбанд, генрих риккерт и эрнст кассирер. конец 19 в. ознаменовался возвратом к метафизике. философия ницше вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. при ницше рождается философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. главные представители: георг зиммель, рудольф эйкен и прежде всего вильгельм дильтей, для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души и внешний мир узнается в своем сопротивлении. наиболее значительные преемники дильтея: исследователь религиозной социологии эрнст трёльч, представитель философии культуры эрих ротхакер и педагог эдуард шпрангер. большое влияние дильтей оказал на георга миша -(род. 1878), ханса фрейера и теодора литта. в связи с дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: освальд шпенглер, который предсказывал гибель западной европы; герман кейзерлинг – прагматический иррационалист; людвиг клагес, который изображал действительность как поток одушевленных образов, а дух – как противника души. начало 20 в. отмечено развитием феноменологии. она была подготовлена работами франца брентано, алексиса мейнонга, алоиза гефлера, карла штумпфа и христиана эренфелъса, который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. основателем феноменологии был эдмунд гуссерль. феноменология – метод описания феноменов; ее предметом является сущность, понимание которой путем созерцания становится возможным в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. философия гуссерля, как и философия дильтея, находит свое отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех нем. философов. последователями гуссерля были александр пфендер, оскар беккер, мориц гейгер (1880-1937), эдит штейн (1891-1942), адольф рейнах (18831916) и особенно макс шелер – наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в нем. философии и создал философию личности и современную этику ценностей. третьим осн. течением в современной нем. философии является экзистенциализм. он берет свое начало в работах кьёркегора, заимствует много мыслей из философии жизни и феноменологии и находит свое первое и в то же время наиболее яркое выражение в произв. мартина хайдеггера и карла ясперса. центральное место в нем занимает экзистенциальное переживание мира и я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнается как «бытие перед лицом смерти». я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. перед существованием ставится вопрос о его абсолютном бытии, и из ответа делается заключение о смысле бытия. действительность не познается, а узнается по тому, имеется она в наличии или нет; она является не предметом (объектом), но «орудием» (как инструмент, письменные или швейные принадлежности и т. п.). четвертое осн. направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, – онтология. она является современным выражением метафизики. в противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщенность частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (см. studium gener ale). истоки этого философского направления находятся в биологии ханса крита. родственные идеи можно найти у генриха майера, эриха йенша, отмара шпанна и гюнтера якоби. важнейший представитель этого направления николай гартман – одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редчайшей ясностью и прозрачностью языковой формы. кроме онтологии, он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слов. в своей этике он примыкает к шелеру.


Немецкая форма счетоводства, русский
    Одна из ведущих европейских форм счетоводства, впервые описанная фридрихом гельвигом в 1774 г. обычно считают, что эта форма родилась в результате деления журнала на мемориал и кассовую книгу. в первом регистре в хронологическом порядке регистрируются все факты хозяйственной жизни, не затрагивающие кассы. однако более вероятно другое. в германии долгие годы господствовала камеральная бухгалтерия, в центре и был учет кассы. поэтому распространение итальянской двойной бухгалтерии привело к дополнению хорошо известной кассовой книги мемориалом, и в результате хронологическую запись стали вести в двух регистрах, а записи по счетам главной книги - итогами один раз в месяц (при итальянской форме, как старой, так и новой, каждую операцию отражали в главной книге). на основании кассовой книги и мемориала составляли две рекапитуляции по дебету и кредиту всех счетов. после этого заполняли сборный журнал, в котором по контокоррентной схеме записывали либо статьи с разложением по дебетовому признаку, либо по кредитовому признаку отдельных счетов (южногерманский вариант), или же по формуле сборной статьи: счета разные, расчетам разным (северогерманский вариант). итоги оборотов по синтетическим счетам записывались в главную книгу.


Немецкая школа бухгалтерского учета, русский
    Направление в европейской бухгалтерской науке второй половины xix - начала xx вв., несколько отстающее от передовых итальянской и французской школ. для н.ш.б.у. было характерно четкое разграничение учета на два самостоятельных цикла: торговая и производственная бухгалтерия. также н.ш.б.у. было свойственно усиленное внимание к теории баланса. крупными представителями н.ш.б.у. являются а-кальмес и и.шер.


Немецки, русский

Немецкие институт стандартизации, русский

Немецкий, русский

Немецкий (язык), русский

Немецкий идеализм, русский
    – 1) период развития немецкой философии от канта (1780) до гегеля (1830); 2) одно из осн. философских направлений; см. идеализм.


Немецкий координационный комитет в европейском координационном совете (член сес), русский

Немецкий орден, русский
    , см. тевтонский орден.


Немецкий театр, русский
    , драматический. открыт в 1883 в берлине. в 1905-33 (с перерывами) театр возглавлял м. рейнхардт. главные режиссеры: в. лангхофф (1946-63), г. вольфрам (1972-82), д. манн (с 1984-90), т. лангхофф (с 1990). в репертуаре пьесы ф. шиллера, г. фон клейста, г. гауптмана, л. н. толстого и др.


Немецкий язык, немец, немецкий, русский

Немецкого банка группа, русский
    , финансовая коалиция. возникла в кон. 19 в. финансовый центр - "дойче банк". включает промышленные (электротехника, металлургия, тяжелое машиностроение, нефтяная, химическая промышленность), страховые и торговые концерны.


Немецкое научно-исследовательское общество, русский
    , в бонне, объединение научных учреждений германии (ведет историю с 1920, реорганизовано на территории фрг в 1951). член ок. 60 университетов, в т. ч. технических, 5 академий наук, многих научных обществ, в т. ч. общества имени макса планка. финансирует и координирует исследования и научные программы, участвует в разработке научно-технической политики германии.


Язык, русский
  1. Язык, говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. , народ , притча во языцех , шпион , владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого-либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык, ли

  2. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  3. ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. реализуется и существует в речи. языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. язык изменяется во времени (см. диахрония), может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества...2) любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. см. также: искусственные языки, язык программирования...3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты).

  4. , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). на языке расположены вкусовые рецепторы.

  5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  6. – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. язык развился из естественных звуков. уже каждый крик – своего рода язык. человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. такой звуковой комплекс, как, напр., «хо», мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. слово находится между сознанием и мыслимым предметом. оно участвует в бытии обоих. оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. но слово также и связывает предмет и сознание. без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. в этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. дух скрыт в слове (гёльдерлин). но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. слово – произносимая сущность предмета. благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. по мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. рефлексия. в языке можно выделить три функции (к. бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. при этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. история всякого языка отражает социальную историю его народа. корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает (см. сфера мышления). язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно – для выражения каждого из всех остальных цветов. и если в слав, языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. в языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.


Официальный, русский
  1. Официальный, официозный, гласный, должностной, парадный, правительственный; публичный, служебный, формальный, церемониальный, праздничный, торжественный. прот. частный. , открытый, торжественный

  2. -ая, -ое арта


Письменность, русский
  1. Письменность , литература

  2. Письменные памятники народа или эпохи.

  3. , 1) то же, что письмо (в 1-м значении). 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи (напр., древнерусская письменность).


Люксембург, русский
  1. , великое герцогство люксембург (grand-duche de luxembourg), государство в зап. европе. 2,6 тыс. км2. население 392 тыс. человек (1993), главным образом люксембуржцы. городское население ок. 86% (1991). официальный язык - немецкий, французский и люксембургский. верующие - главным образом католики. столица - люксембург. конституционная монархия. глава государства - великий герцог. законодательный орган - палата депутатов. территория страны занята преимущественно холмистой равниной, на севере - отроги арденн (выс. до 565 м). климат умеренный, переходный от морского к континентальному. средние температуры января 0-2 °с, июля 18 °с. осадков св. 700 мм в год. реки относятся к бассейну мозеля. широколиственные леса. несколько резерватов, часть природного национального парка, находящегося на территории германии. в средние века часть графства (с 14 в. герцогства) люксембург, входившего в нидерланды (исторические). с 1815 великое герцогство (в современных границах с 1839, до 1890 в личной унии с нидерландами). в 1842-1919 в таможенной унии с германией. в 1-ю и 2-ю мировую войны оккупирован германскими войсками. планы германии аннексировать люксембург были сорваны люксембургской всеобщей стачкой 1942. люксембург - высокоразвитая индустриальная страна. доля в ввп (1991, %): промышленность 24,6, сельское хозяйство 4. основная отрасль промышленности - черная металлургия; химическая, кожевенная, цементная, фаянсовая, деревообрабатывающая, швейная, пищевкусовая промышленность. производство электроэнергии 1,4 млрд. квт.ч (1990). молочно-мясное животноводство, зерно-кормовое растениеводство, виноградарство, овощеводство. люксембург - крупный международный финансовый центр. иностранный туризм. с 1921 люксембург находится в экономическом (в т. ч. таможенном) союзе с бельгией. денежная единица - люксембургский франк.

  2. , столица государства люксембург. 75 тыс. жителей (1991). трансевропейский транспортный узел. международный аэропорт. металлургия и машиностроение, химическая, пищевкусовая, швейная промышленность. международный финансовый центр. национальная библиотека. национальный музей. школа искусств и ремесел. впервые упоминается ок. 963 как замок. в 1244 получил право города. капелла сен-кирен (6 и 15 вв.), готическая церковь. сен-мишель (16 в.), ренессансный дворец юстиции (16 в.), барочный собор нотр-дам (17 в.).

  3. (нем . luxemburg, польск. luksemburg) роза (1871-1919), одна из руководителей и теоретиков польской социал-демократии, леворадикального течения в германской социал-демократии и 2-м интернационале. одна из организаторов "союза спартака" и основателей (1918) кп германии (кпг). организовала (с к. либкнехтом) издание газеты "роте фане". страстный борец против милитаризма. зверски убита (вместе с либкнехтом) контрреволюционерами.

  4. (luxembourg) франсуа анри де монморанси-бутвиль (montmorenci-bouteville) (1628-95) , герцог, маршал франции (1675). командовал французской армией в войнах с нидерландами 1672-78 и 1688-97, одержал победы над войсками вильгельма iii оранского при монкасселе (11.4.1677), штеенкеркене (4.8.1692), неервиндене (29.7. 1693).


Немецкого банка группа, русский
    , финансовая коалиция. возникла в кон. 19 в. финансовый центр - "дойче банк". включает промышленные (электротехника, металлургия, тяжелое машиностроение, нефтяная, химическая промышленность), страховые и торговые концерны.


Немецкий театр, русский
    , драматический. открыт в 1883 в берлине. в 1905-33 (с перерывами) театр возглавлял м. рейнхардт. главные режиссеры: в. лангхофф (1946-63), г. вольфрам (1972-82), д. манн (с 1984-90), т. лангхофф (с 1990). в репертуаре пьесы ф. шиллера, г. фон клейста, г. гауптмана, л. н. толстого и др.