Глоссарий





Новости переводов

11 марта, 2023

Vorbereitung zur Veröffentlichung: Preprint eines wissenschaftlichen Artikels

07 февраля, 2023

Vorbereitung zur Veröffentlichung eines wissenschaftlichen Artikels: redaktionelle Verfahren und Peer-Review

24 января, 2023

Vorbereitung zur Veröffentlichung eines wissenschaftlichen Artikels: Sex und Gender in der Forschung

11 января, 2023

Vorbereitung der Veröffentlichung für westliche Zeitschriften: Registrierung klinischer Studien

01 сентября, 2020

Dienstleistungen von professionellen Editoren

20 января, 2020

Glückwünsche zu den Feiertage

13 октября, 2019

Vorauskorrektur und Nachsicht eines Textes nach der Schriftsetzung



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Asteriskus, sternchen als zeichen



    Астериск, русский
      Знак в виде звездочки, применяемый для обозначения сносок.




    Эстетика, русский
    1. (от греч . aisthetikos - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у а. баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у и. канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у г. в. ф. гегеля. основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

    2. (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, а в более общем понимании – об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т. д.), его формах и типах (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. в зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную и спекулятивную. в древности ученые делали попытки дать, решение вопросов, относящихся к области эстетики: платон (идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетическом), аристотель (учение о драме и ее облагораживающем влиянии на аффекты), ранее – пифагорейцы (выражаемая в числах гармония как осн. закон прекрасного), позднее эти идеи если и были развиты, то только неоплатониками (плотин в своем трактате о прекрасном писал, что красота есть внутренняя божественнодуховная гармония вещей). в эпоху средневековья эстетика почти не получила никакого развития. эпоха возрождения и гуманизма, а также франц. классики возродили и развили античную эстетику. в англии в 17 и 18 вв. возникло психологическое направление эстетики; в германии в 18 в. эстетика впервые нашла себе точное определение в соответствующих понятиях (эстетика баумгартена как искусство мыслить о прекрасном, эстетика прекрасной формы у зульцера, эстетика канта как учение об эстетическом состоянии души), эстетические воззрения великих поэтов (винкельмана, клопштока, лессинга, гаманна, гердера, гёте, шиллера), их творчество также способствовали развитию эстетики; синтез той и др. эстетики был целью метафизической эстетики нем. идеализма 19 в. (шеллинг, гегель, романтики, шопенгауэр, позднее ф.т.фишер). фехнер и р.циммерман развивали эстетику как науку о форме, т.липпс – как одну из областей прикладной психологии; напротив, и.фолькельт понимал эстетическое наслаждение как коррелят произв. искусства и человека. в настоящее время эстетическое переживание понимается как переживание ценности и рассматривается в рамках философии ценностей. развитие эстетической мысли в 19 – 20 вв. порождалось ее опорой на различные философские учения: те или иные формы идеализма (ф.т.фишер, в.соловьев, а.бретон), позитивизма (г.спенсер, и.а. тэн, дж. дьюи), интуитивизма (б.кроче, а.бергсон), антропологического материализма (рус. революционные демократы), феноменологии (н.гартман, р.ингарден, м.дюфрен), экзистенциализма (ж.п. сартр, м.хайдеггер). др. аспект эстетических учений этого времени – стремление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией (г.фехнер, т.липпс), физиг ологией (а.грант-аллен, в.вельямович), психоанализом (з.фрейд, ж.лакан), социологией (м.гюйо, ш.лало), семиотикой (ч.моррис, у.эко), математикой (дж.биркгоф) и т. д. кроме того, эстетически учения этого периода различаются в зависимости от того, какое конкретное направление художественного творчества они теоретически обосновывают – критический реализм (о.бальзак, рус. революционные демократы), натурализм (э. золя), символизм (вяч. иванов, а.белый), абстракционизм (в.кандинский).

    3. Наука об эстетических явлениях, о прекрас- ном, об искусстве как особом виде общественного сознания. [122].


    Астериск, русский
      Знак в виде звездочки, применяемый для обозначения сносок.