Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Особенные

Глоссарий по метеорологии
    Касаются не всего объекта, а определенной его стороны или приемов исследования (наблюдение, эксперимент, измерение, ин50 дукция и дедукция, анализ и синтез, формализация, моделирование и т. д.). применительно к географии это методы: картографический, математический (статистический), моделирования, прогнозирования, районирования, эксперимента.




Исследования, русский

Наблюдение, русский
  1. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус

  2. 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

  3. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  4. – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

  5. , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

  6. Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.

  7. Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены

  8. Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.


Эксперимент, русский
  1. Эксперимент , испытание, опыт

  2. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных

  3. (от лат . experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

  4. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. проводить эксперимент, экспериментировать – это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. основное достоинство эксперимента – в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. один из самых частых артефактов обусловлен эффектом пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект хоторна. избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. по иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, – тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, – тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. разделяются планы проведения эксперимента:

  5. (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. эксперимент в современном смысле является со времени галилея и фр. бэкона одним из важнейших средств исследования.

  6. Исследование, в котором ученый намеренно изменяет один или несколько факторов в определенных условиях, чтобы изучить последствия.

  7. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях; попытка осуществить что-либо опытным путем, на практике


Формализация, русский
  1. – см. логистика.

  2. , представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях.


Моделирование, русский
  1. Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. основа ускоренного обучения.

  2. Общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях.

  3. В психологии – исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства сист

  4. — общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях.

  5. В психологии – исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства системы-оригинала.

  6. , исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

  7. Использование модели, например, математической или животной, для того, чтобы приблизительно смоделировать действие реальной системы; часто используется для изучения свойств реальной системы. множественный риск 134

  8. 1) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений; 2) тщательная

  9. Метод исследования сложных процессов и явлений на их моделях или на натурных установках с применением теории подобия при постановке и обработке эксперимента

  10. Это метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, замещающей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал, т.е. это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

  11. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей.


Применительно, русский
    Применительно , сообразно


Математический, русский

Статистический, русский

Моделирования, русский

Макроциркуляционные системы, русский
    Девять практически стационарных 69 систем течений мирового океана. имеют протяженность по меридиану 2–5, а по параллели – от 5 до 15 тыс. км. определяют общие закономерности планетарной циркуляции вод каждого океана. включают в себя 56 отдельных течений меньшего масштаба.


Специальные, русский
    Акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды и ее элементам (фз «об охране окружающей природной среды», лесной кодекс рф, земельный кодекс рф, водный кодекс рф, фз «об охране атмосферного воздуха» и др.). 3. по характеру правового регулирования – материальные и процессуальные.