Глоссарий





Новости переводов

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык

05 апреля, 2024

Как исправить все ошибки в тексте

04 апреля, 2024

Дубляж с искусственным интеллектом

02 апреля, 2024

Как вычитать веб-сайт

02 апреля, 2024

Непереводимые слова



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Человек

Русско-английский глоссарий христианской лексики
  1. Человек, лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный. мн. ч.: люди, люд, народ, публика. обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов). охотники -- народ неразборчивый. ни одной души. человек, подай стакан ви

  2. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на земле, субъект общественно-исторической деятельности. как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сф

  3. , общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. человек возник на земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в вост. африке "человеком прямоходящим" (homo erectus). различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической африки по всему континенту, а также в европе и азии. по поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (homo sapiens) - в науке нет единого мнения. согласно одной гипотезе, он возник в африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю землю. как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

  4. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на земле, субъект общественно-исторической деятельности. как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

  5. – высшая ступень живых организмов на земле. телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. с развитием этих качеств человека связано ослабление его физических – функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. в то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см. культура). именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние ветхого завета. античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие бога, а с другой – творение земных демонических сил. в 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. этика) от целесообразного, полезного, приятного. способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

  6. Высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и


Human being, person, individual, man, английский

Некто (безличн.), русский

Муж, русский
    Муж, супруг, благоверный, сожитель. , человек , спереди -- блажен муж, а сзади -- вскую шаташася


Люди, русский
    Люди , человек , в людях ананья, а дома каналья, влезть в люди, выводить в люди, выйти в люди, вылезть в люди, выползти в люди, выскочить в люди, на людях, потереться между людьми, свои люди, толкнуться в люди, чуждаться людей


Människa, шведский

Homo [inis, m], латинский

Vir [i, m], латинский

Mortalis [is, m], латинский

Materia, латинский

Homo, эсперанто

Mtu, суахили

Homme, французский

Uomo, итальянский

Hombre, испанский

Хүн, монгольский

اِنسان, фарси

Кiсi, адам, казахский

Чел., русский
    Человек


Towing watch, английский
    Человек, надзирающий над буксированием


Ihminen, финский

Homo sapiens, латинский

Eligible individual, английский
    Человек, имеющий право на


Единица, русский
  1. Единица, один предмет, зерно, штука, экземпляр, пример, голова, душа, лицо, индивид (индивидуум), неделимое, особь, особа, персона, монада. раскинь, почем на брата придется. ср. часть. понятие единичности передается суффиксом -ин- : град-ин-а, круп-ин-ка,

  2. 1. действительное число, от умножения на которое число не меняется, а также цифра, изображающая это число; 2. величина, которой измеряются другие однородные величины; 3. отдельная, самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет (или человек) в

  3. , наименьшее из натуральных чисел n = 1. в современной математике понятие единицы (единичного элемента) рассматривают в алгебраических структурах более общей природы (напр., группах).


Толпа, русский
  1. Толпа, скопище, сборище, орда, сбор, орава, ватага, люд; народ, простонародье, чернь, масса, плебс, улица. актер всецело зависит от той массы, которая в прозе называется почтеннейшая публика, а в стихах толпа и даже чернь непросвещенна. серая толпа. "

  2. Социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

  3. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств – реакция циркулярная (

  4. — социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

  5. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств – реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.


Упрямый, русский
  1. Упрямый, упорный, неподатливый, непоколебимый, неизменный, непреклонный, неумолимый, вечный, непримиримый, заклятый, жесткий, постоянный, стойкий, настойчивый, твердый, непокорный, непослушный, жестоковыйный, твердокаменный; упрямец. железная воля; челове

  2. , -ая, -ое итыль


Личный, русский
  1. Личный, собственный, непосредственный, индивидуальный, субъективный. под непосредственным моим наблюдением. ср. отдельный и частный. , домашний, частный

  2. , -ая, -ое морта


Куверт, русский
    Куверт [прибор за парадным (обеденным) столом (ушаков)] , человек


Личность, русский
  1. Личность , человек

  2. Индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

  3. Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процесс

  4. — индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

  5. Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. в широком, традиционном смысле – личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. в структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. в узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

  6. , 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

  7. Identity

  8. Человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и

  9. Человек, приобретший социально значимые качества и способность к самосознанию. личностно-ориентированное образование

  10. Устойчивый комплекс общественно обусловленных социально значимых черт, присущих индивиду.


Персонаж, русский
    Персонаж , человек


Смертный, русский
    Смертный , человек


Супруг, русский

Индивидуальность, русский
  1. Индивидуальность , человек, личный

  2. 1. человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (->

  3. Своеобразие психики отдельного человека.

  4. 1. человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (-> восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. с позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности – анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

  5. – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) в отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. в широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. в частности, индивидуальный «этос» (ethos – нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. этика). в соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. императив, man). исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.

  6. , неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии - коллективного (группового). как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде.


Благоверный, русский
    Благоверный , муж


Сожитель, русский

Man, английский
  1. An adult male person, as distinguished from a boy or a woman

  2. Metropolitan area network

  3. Maneuver

  4. Manual

  5. Microwave aerospace

  6. Military aviation notice

  7. A ship is frequently spoken of as man; as man-of-war, merchantman, guineaman,

  8. [1] to provide sufficient personnel to crew a ship or to perform a task (e.g., man the guns). in this sense, the word does not indicate gender, but is derived from the anglo-saxon manu, meaning to work or service something. [2] although ships are usually considered feminine, the word “man” is often applied to them, as in man-of-war, merchantman, indiaman, etc. man-of-war: generic term for a warship, especially of the age of sail. also man-o’-war.

  9. Городская сеть; общегородская сеть; региональная вычислительная сеть man. ручной

  10. Manufacture




Индивидуум, русский
  1. Индивидуум , единица, человек

  2. (лат. – нерасчленимое) – особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека (см. видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной. «применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует определенное отношение между единством целого и множеством частей, где части делают необходимой определенную замкнутую форму целого или цель целого делает необходимым определенное объединение частей и где поэтому единство не является произвольным и случайным» (зигварт, логика, 1909, т. ii, с. 224). трудность определения понятия индивидуума заключается особенно в том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков, вследствие чего уже философы средневековья вынуждены были сказать: individuum est innefabile (лат., «индивидуум есть невыразимое»). начиная с конца средних веков понятие индивидуума все более и более приобретает значение человеческого индивидуума. под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо (см. также я), которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств. см. также индивидуализм.

  3. (индивид) (от лат . individuum - неделимое; особь), 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм...2) отдельный человек; личность.


Двенадцать, русский

Неразборчивый, русский
    Неразборчивый , легкомысленный, неясный


Деятельности, русский

Психическое, русский

Австралопитеки, русский
    (от лат . australis - южный и греч. pithekos - обезьяна), искомые высшие человекообразные приматы, передвигавшиеся на двух ногах. многочисленны находки скелетных остатков на юге и востоке африки (зинджантроп и др.). жили ок. 3 млн. лет назад.


Воплощённый, русский

Час, русский
  1. Час , битый час, в добрый час, взять терпенья на час, пробил последний час, часы

  2. , производная единица времени, обозначается ч, h. 1 ч = 1/24 сут = 60 мин = 3600 с. 1 ч среднего солнечного времени = 1,02273791 ч звездного времени.

  3. , в россии старинная путевая мера, равная 5 км.