Глоссарий





Новости переводов

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Становление

    – переход от одной определенности бытия к другой. все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. у парменида становление растворяется в бытии, у гераклита – наоборот. позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной – целью. благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит бога. в соответствии с этим бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. ничто.


Entstehen, werden, немецкий

Formatio [onis, f], латинский

Origo [inis, f], латинский

Развитие, русский
  1. 1. усиление, укрепление.

  2. , биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

  3. , направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. эволюция); революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. революция). выделяют восходящую линию развития (см. прогресс) и нисходящую (см. регресс). в современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

  4. Появление новых, ранее не присущих некой системе признаков.

  5. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. развитие в желательную сторону называется прогрессом. в нежелательную сторону – регрессом. [103, 127].




Существующее, русский

Содержаться, русский
    Содержаться, вмещаться, помещаться, заключаться. в эту бочку входит десять ведер. ср. быть. , быть


Схоластика, русский
  1. Средневековая, религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. представители схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение.

  2. (от лат. schola – школа) – школьная наука, школьное движение в период западнохрист. средневековья (в т. ч. в византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. в кит., инд., ислам, философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. для схоластики христ. западного мира (6 и 9 -15 вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. этапы развития схоластики: 1) ранняя схоластика (9-12 вв.), стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. sie et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. главные представители схоластики: в германии – рабан мавр, ноткер немецкий, гуго сен-викторский; в англии – алкуин, иоанн скот эриугена, аделард из бата; во франции – абеляр, жильбер поретанский, амальрик из бена; в италии – пётр дамиани, ансельм кентерберийский, бонавентура. 2) средняя схоластика (13 в.) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения аристотеля (см. европейская философия), имевшегося, правда, только в лат. переводе. формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы альберта великого, фомы аквинского, дунса -скота. затем последовал спор между сторонниками августина, аристотеля и аверроэса, спор между томистами и скотистами. это было время великих философско-теологических энциклопедий. др. главные представители схоластики: в германии – витело, дитрих фрейбергский, ульрих энгельберт; во франции – винченцо бовэ, иоанн жандунский; в англии – роджер бэкон, роберт гроссетест, александр гэльсский; в италии – эгидий римский. 3) поздняя схоластика (14 и 15 вв.) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. когда в нач. 14 в. церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. главные представители поздней схоластики: в германии – альберт саксонский, николай кузанский; во франции – жан буридан, николай орезмский, пётр д`альи; в англии – уильям оккам; в италии – данте. в период гуманизма, возрождения, реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. неосхоластика защищает примат христ. философии. схоластически и – соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле – хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный.

  3. (от греч . scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в зап. европе в средние века. ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (ансельм кентерберийский и др.). в споре об универсалиях схоластическому реализму (гильом из шампо) противостоят номинализм (росцелин), а также концептуализм (абеляр). зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм альберта великого и фомы аквинского, аверроизм (сигер брабантский и др.), ее главный центр парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. поздняя схоластика (13-14 вв.) - иоанн дунс скот, у. оккам. против схоластики выступили гуманисты возрождения. с контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. - ф. суарес, м. молина). решительной критике подвергла схоластику философия просвещения. см. также неосхоластика. в переносном смысле - оторванное от жизни умствование.


Одновременно, русский
    Одновременно, враз, зараз, разом, сразу, вместе с тем, в то же время. не говорите все вдруг, а кто-нибудь один. ср. сразу. , сразу


Entstehen, werden, немецкий

Entsprechende wörter, немецкий