Глоссарий





Новости переводов

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Идея

  1. Идея , мнение, мысль, понятие

  2. 1. мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. мысль, замысел, намерение, п

  3. Вужмoвп

  4. 1. мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. мысль, замысел, намерение, план. 4. мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо.

  5. (от греч. idea) – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени платона метафизическая сущность вещи, которую аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую (см. энтелехия), неоплатонизм – как излучение высшего мирового принципа, средневековое христианство – как «божественную мысль». постепенно идею начинают понимать все более субъективистски. начиная с декарта и локка идея означает лишь «образ вещи, создаваемый духом», представление, которому действительная вещь соответствует лишь несовершенным образом. платоновское понятие идеи тем самым бледнеет; ибо, по платону, идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно, на основе врожденной способности воспоминания, реально существующие прообразы вещей. вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. идеи являются «подлинно-сущим». со времени нем. идеализма (шеллинг, фихте) подготовлялось новое, динамическое понимание идей: идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще не существует в опыте, напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства. пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной (кант). гёте находит идеальное «в духе действительного». «идея, там, где она проникает в жизнь, дает неизмеримую силу и мощь, и только идея является источником силы» (фихте). гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. идея есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление, действительность есть развитая идея. исторический материализм (см. материализм, материализм исторический) рассматривает идею как обусловленную экономическими отношениями, а провозглашение идеи – просто как идеологию; представители идеалистического понимания истории ищут движущие силы исторических событий в идеях.

  6. (греч . idea), 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. по канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)...2) мысль, представление...3) намерение, план.

  7. Определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.


Idee, немецкий

Мнение, русский
  1. Мнение, отзыв, отчет, суждение, взгляд, воззрение, вывод, догадка, заключение, представление, положение, соображение, тезис, усмотрение, благоусмотрение, идея, понятие, мировоззрение, миросозерцание. по этому вопросу я остаюсь при особом мнении. нельзя не

  2. Краткий вывод профессионального оценщика об осуществленной оценке недвижимости без приведения расчетов и обоснований.


Мысль, русский
  1. Мысль, помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. ему пришла в голову фантазия. он напал на мысль. ср. догадка, мнение и намерение. , изречение, намерение , бараньи мысли с п

  2. Основная единица, «молекула» мышления. в мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. в основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.

  3. – мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления; идея.


Понятие, русский
  1. Понятие, представление, идея. , мнение, мысль , иметь понятие, прививать правильные понятия

  2. Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. понятие может быть конкретным и абстрактным. выделяются понятия эмпирические и теоретические. наиболее абстрактные понятия называют категориями.

  3. – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. по зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». от понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»). так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. прегнантности правило). объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. в это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень – ромб. во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. в свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от •мышления объект), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). относительно познавательного значения понятия см. сфера мышления. чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика. понятийный – относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

  4. , 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) в логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

  5. Имя, присваиваемое классу сущностей, объединяемых благодаря общности из призначных структур. в логике п. являются строго определенными и неизменными образованиями, характеризующими лишь призначной структурой, имманенто присущей всем понятиям. в искусственном интеллекте, как и в бытовой практике людей, п. понимается шире. в формировании п. могут принимать участие не только призначные структуры, но и результаты использования п. в деятельности людей или при функционировании интеллектуальной системы. именно в этом смысле используются п. при рассуждениях о деятельности людей и о функционировании интеллектуальных систем. для образования п. в интеллектуальных системах используются различные приемы обобщения.

  6. Целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта.


Idé, шведский

Idea, ae, f, латинский

Notio, onis, f, латинский

Species, ei, f, латинский

Quia, латинский

Simulacrum, латинский

Sententia, латинский

Cogitatio, латинский

Inventum, латинский

Praesensio, латинский

Inceptum, латинский

Notion, английский
  1. Понятие

  2. N понятие, представление, идея functional ~ функциональное понятие

  3. Понятие; представление

  4. Language which expresses concepts such as lateness, height, temperature, frequency etc.




Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Определяющее, русский

Зрительный, русский

Аристотель, русский
  1. Известнейший древнегреческий философ, разработав-ший в своих книгах «риторика» и «поэтика» основные понятия грамматики, такие, как предложение, часть речи

  2. (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. ученик и критик платона.

  3. (384-322 до н . э.), древнегреческий философ. учился у платона в афинах; в 335 основал ликей, или перипатетическую школу. воспитатель александра македонского. сочинения аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "ум", разум, отличает человека от животного. центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). человек - существо общественное. наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). основные сочинения: логический свод "органон" ("категории", "об истолковании", "аналитики" 1-я и 2-я, "топика"), "метафизика", "физика", "о возникновении животных", "о душе", "этика", "политика", "риторика", "поэтика". см. аристотелизм.


Неоплатонизм, русский
  1. – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. легендарным первосоздателем неоплатонизма является аммоний саккас, подлинный же его основатель – плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также ямвлих, порфирий и прокл. осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. греческая философия.

  2. , направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение платона в соединении с идеями аристотеля, неопифагореизма и др. в центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное плотином и завершенное проклом. основные школы: гимская (3 в., плотин, порфирий), сирийская (4 в., ямвлих), пергамская (4 в., император юлиан), афинская (5-6 вв., прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). латинские неоплатоники - марий викторин, марциан капелла, боэций. оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.


Христианство, русский
  1. Христианство , вера

  2. Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в i в. как вера в иисуса христа, основателя христианства, в iv в. стало господствующей религией римской империи.

  3. , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. в основе - вера в иисуса христа как богочеловека, спасителя, воплощение 2-го лица триединого божества (см. троица). приобщение верующих к божественной благодати происходит через участие в таинствах. источник вероучения христианства - священное предание, главным в нем является священное писание (библия); а также "символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев палестины, сразу же распространилось у других народов средиземноморья. в 4 в. стало государственной религией римской империи. к 13 в. вся европа была христианизирована. на руси христианство распространилось под влиянием византии с 10 в. в результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. общее число христиан превышает 1 млрд. человек.


Постепенно, русский
    Постепенно, мало-помалу, помаленьку, исподволь, незаметно, прогрессивно, систематически, ступень за ступенью. "он день ото дня более привязывался к государю". пушкин. прот. вдруг. ср. последовательно.


Действительная, русский

Idee, немецкий

HΩchst, oberst, немецкий