a limine | - (лат.) — сразу, с порога что-либо опровергать.
- С порога
|
a potiori | (лат.) — на основании предыдущего, главного. |
a prima facie | (лат.) – сразу, на первый взгляд. |
actus purus | (лат. – чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. это понятие идет от аристотеля и употреблялось схоластами для определения бога: бог есть ... |
ad hominem | Или argumentum ad hominem (лат.) — доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми... |
ad oculus | (лат.) – объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами". |
agens | (лат.) — движущая сила, действующая сущность. |
agere sequitur esse | (лат.) положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность — теория актуа... |
ambiguitat | (нем., от лат. ambigere быть в разладе) — двузначность, двусмыслица. |
amicus plato sed magis amica est veritas | (лат.) – платон – друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. перефразировка выражения, приписываемого аристотелю. |
amor fati | (лат.) – вера в судьбу. |
analogia entis | (лат. – подобие бытия) — в схоластике отношение между вечным бытием бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем бог возвышается над этим подобием... |
analogon rationis | (греч., лат.) соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низше... |
arbitrum liberum | (лат.) – свобода воли, выбора. |
arete | (греч.) — способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты. |
argumenta adversaria | (лат.) доводы противной стороны. |
argumenta ponderantur, non numerantur | (лат.) – сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов). |
argumentum ad ignorantiam | - (лат.) — аргумент к незнанию. доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.
- Довод,рассчитанный на неосведомленность собеседника
|
argumentum ad rem | (лат.) аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела. |
argumentum ad veritatem | (лат.) — объективное доказательство. |
argumentum baculinum | - (лат.) "палочный" довод, убеждение силой. в переносном смысле — осязаемое доказательство.
- Палочный довод; доказательство с помощью насилия
|
argumentum ex contrario | (лат.) — доказательство от противного. |
argumentum ex silentio | (лат.) доказательство, выводимое из умалчивания. |
argumentum externum | (лат.) аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. |
argumentum legis | (лат.) – законный довод. |
argumentum nimium probans | (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств. |
argumentum primarium | (palmarium) (лат.) — решающее доказательство. |
ars conjecturalis | (лат.) – искусство толкования. |
asylum ignirantiae | (лат. – прибежище невежества) — понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений. |
atgumentum internum | (лат.) аргумент, указывающий на саму спорность вопроса. |
aurea mediocritas | - (лат.) – золотая середина (гораций).
- Золотая середина
|
automaton logicum | (лат. – логический производящий автомат) — название мозга, введенное отто либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. проц... |
autos epha | (греч. – он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit) — слова учеников пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. авторитет). |
bon sens | (франц.) – здравый человеческий рассудок, здравый смысл. |
characteristica universalis | (лат. — общая характеристика) — выражение, введенное лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. см. также фреге. |
clarus et distinctus | (лат. ясный и очевидный) — понятие в философии декарта, который в отличие от ф.бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, и... |
cofncidentia oppositorum | (лат.) — совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду бога. по мнению николая кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положени... |
common sense | (англ. – здравый смысл, обычный смысл) — обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. см. также франкл... |
conclusio | (лат.) – заключительное предложение, вывод; конклюзивный — следующий (из чего-либо). см. также умозаключение. |
concursus dei | (лат. – "вмешательство бога") — одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результа... |
condit | 1o sine qua non (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие. |
constellatio | (от лат. con – вместе с и stella – звезда) – взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле — вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств. |
contradictio | (лат.) – противоречие. contradictio in adject о — противоречение в определении, напр. деревянное железо. |
contrat social | (франц.) – общественный договор; см. государство. |
corpus myst | 1cum (лат. – таинственное тело) — символическое обозначение христ. церкви как тела христова (особ. 1 кор. 12, 12 и далее). в философии гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и ... |
creatio cont | 1nua (лат.) – непрерывное творение. |
credo, quia absurdum | (лат.) верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. парадокс), т.е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, — изречение, которое неверно приписыва... |
credo, ut intelligam | (лат.) верю, чтобы познать. см. ансельм кентерберийский. |
daimonion | (греч. – божественная сущность) — так называл сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью. |
dasein | (нем.) – существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие. |
de omnibus dubitandum | (лат.) подвергать все сомнению. исходный пункт философии декарта, который провозгласил сомнение единственно правильным методом познания. |
definitio essentialis | (лат.) существенное определение. |
deus absconditus | (лат.) – незримый бог; по иез. 45, 15 обозначение бога израильтян, затем обозначение вообще незримости бога. |
deus ex machina | (лат. – бог из машины) — фигура бога, поднимаемая в конце греч. трагедий с помощью особого механизма над сценой с целью решения неразрешимого самого по себе конфликта. отсюда произошло более поздн... |
deus sive natura | (лат. – бог, или природа) — см. спиноза. |
division | (лат.) — см. деление. |
docta ignorantia | (лат. – ученое незнание) — незнание, достигнутое научным путем, умудренное неведение — так называет николай кузанский учение о непостижимости бога. |
duree | (франц.) – длительность. понятие философии бергсона. |
e | — первая гласная лат. слова nego — отрицаю; условный знак в логике, обозначающий общеотрицательное суждение. |
ecce homo | (лат. — вот человек) — восклицание пилата, показавшего увенчанного терновым венцом христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к христу (ин. 19, 5). обычно цитируется в переводе лютера:... |
elan vital | (франц.) — жизненный порыв, жизненная энергия; см. бергсон. |
elenchus | (от греч. ekenchos — встречный довод) — см. ignoratio elenchi. |
encheiresis naturae | (греко-лат. метод постижения природы) — понимание природы; у гёте: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь. |
engramm | (греч. — вписанный) см. память, мпете. |
ens a se | (лат.) — сущее, являющееся таковым благодаря самому себе, в отличие от ens ab alio — зависящее от другого, обусловленное, сотворенное. |
ens cogitans | (лат.) — мыслящее существо. |
ens entium | (лат.) — сущность сущностей (бог). |
ens rationis | (лат.) — мыслимая вещь. |
ens reale | (лаг.) — реальная вещь, истинно сущее. |
ens realissimum | (лат.) – наиреальнейшая сущность, внутреннее содержание всей реальности (бог). |
entttдt | (нем., от лат. ens — сущий) способность чего-либо быть (с побочным смыслом, что нечто честь", в отличие от того, "что" нечто есть; ср. quidditas. |
esprit | (франц.) — дух, духовная живость, подвижность, меткость суждений, остроумие, живость ума. |
esse est percipi | (лат. – существовать — значит быть воспринимаемым) — осн. положение идеалистической философии джорджа беркли. |
essentia | (лат.) — сущность, существенность, смысловая определенность действительного; осн. понятие схоластики, в особенности употребляется как противоположность понятию existentia; см. существование. при э... |
ethos | (греч.) — обычай, характер нравов, моральное убеждение. |
ex nihilo nihil, ex nihilo nihil fit | (лат.) — из ничего ничего не происходит; см. материя. |
exakt | (лат.) – пунктуальный, точный; точные науки (математика, физика, химия, астрономия) получают свои знания путем измерений, которые могут быть проверены каждым человеком. знания точных наук претенду... |