Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Наличность

  1. Наличность , бытие, запас, имущество, количество, присутствие, список, число

  2. 1. наличные деньги на руках граждан; 2. депозиты в банках, доступные для текущих операций на время составления баланса, а также наличные деньги (в кассе компании) и деньги на руках, включая валюту, платежные поручения, тратты; 3. применительно к отчету о

  3. – 1) понятие экзистенциализма. «наличность» человеческого существования есть раскрытие существования, которое находит (см. состояние) свое проявление в настроениях, гл. о. в страхе`, существование человека «брошено» в свою наличность (см. заброшенность); 2) наличность, по хайдеггеру, дефициентный модус подручности вещей окружающего мира, который обнаруживается благодаря озабоченности. лишь наличествующими, но не подручными являются вещи, с которыми нам нечего делать, которые нас не касаются, которыми мы не занимаемся. их сущность и действительность остаются скрытыми от нас. мы не знаем, как обстоит с ними дело, чтб они такое.


Состав, русский
    Состав , количество, круг, смесь, число , в полном составе, входить в состав, личный состав


Pecunia [ae, f] praesens / numerata, латинский

Praesentarium argentum [i, n], латинский

Бытие, русский
  1. Бытие, бытность, существование, пребывание, присутствие, наличность. ср. жизнь, присутствие.

  2. , первая книга пятикнижия, излагающая мифологические представления древних евреев о создании вселенной, земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.

  3. , философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

  4. – философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «я есть»). при этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (н. гартман). идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. от бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. в противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. в противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. в этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. в теологическом мышлении бог является вечным творцом этого бытия (см. творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя, в энергетическом – энергия. согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всем многообразии сущего. в др. понимании бытие (согласно формуле аристотеля: to on ha on) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия – возможность, действительность и необходимость. говорят также и о «слоях бытия» (см. учение о слоях). «бытие – это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. но последнее никогда не может быть определено. определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (n.hartmann, zur grundlegung der ontologie, 1941). согласно хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», – благодаря этому раскрывается бытие. для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. экзистенциализм, фундаментальная онтология). бытие – «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. в этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно хайдеггеру, «смысл бытия». подобный смысл может проявляться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. настроение). смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (m. heidegger, was ist metaphysik, 1949). у сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. в качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». в древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. предложение), как «hie leo» (»здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.

  5. -в-себе – в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. с точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом. в экзистенциализме сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. бытие-в-себе означает: «бытие есть то, что оно есть» («l`etre est се qu`il est»). это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. поэтому появление человеческого существования означает, что... быти


Para mevcudu, турецкий

Капитал, русский
  1. Капитал , деньги, имущество

  2. 1. стоимость, приносящая прибавочную стоимость; 2. общая стоимость активов какого-либо лица за вычетом его обязательств; 3. выраженные в деньгах доли участия в активах предприятия за вычетом обязательств участников, иначе говоря, это в терминах принятых з

  3. (нем . kapital, от лат. capitalis - главный), экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. капитал выступает в виде денежного капитала и реального капитала: на уровне предприятия капитал - вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве; делится на основной и оборотный. в марксизме капитал - стоимость, приносящая прибавочную стоимость в результате эксплуатации наемных рабочих классом капиталистов.


Присутствие, русский
  1. Присутствие, пребывание, бытность, наличность. в присутствие, в виду, в глаза, при. в моем присутствии -- в бытность мою, во время моего пребывания, при мне, на моих глазах. при наличии достаточного числа членов. ср. бытие, быть и суд. прот. отсутствие. п

  2. (присутственное место) , государственное учреждение в дореволюционной россии.




Количество, русский
  1. ~ of informatioia message количество информации в сообщении

  2. Кол.; кол-во

  3. Количество, число, сумма, цифра, контингент, наличность, состав; величина, мера. ср. величина и часть. , число , бессчетное количество, неисчислимое количество, несметное количество, несчетное количество

  4. – число, величина, численная определенность. о количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго». см. также категория.

  5. , философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т. д.


Применительно, русский
    Применительно , сообразно


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Проявление, русский
    Проявление , изображение


Существование, русский
  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Заброшенность, русский
    – в экзистенциализме хайдеггера означает неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. на самого себя, объект (wovor) страха (см. свобода). у сартра заброшенность для-себя-бытия есть »постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием, но которое никогда невозможно постигнуть». г. марсель для настроения заброшенности нашел формулу: «мы посажены на судно» («homo viator», 1945).


Дефициентный, русский
    (от лат. – слабеющий, умирающий) – становящийся недостаточным; хайдеггер говорит о дефициентном модусе содержания по отношению к окружающему миру, когда он хочет указать на затерянную в повседневной жизни первичность способа восприятия. так, рассмотрение какого-либо предмета ради чистого познания есть дефициентный модус озабоченности.


Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Клад, русский
  1. Клад , драгоценность, запас, ноша

  2. По гражданскому законодательству рф зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не. может быть установлен либо в силу закона утратил на них право. в соответствии со ст. 233 гк рф к. поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где к. был сокрыт, и лица, обнаружившего к., в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. при обнаружении к. лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где к. был сокрыт, он подлежит передаче собственнику этого имущества. в случае обнаружения к.. содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они передаются в государственную собственность. при этом собственник земельного участка или иного имущества, где к. был сокрыт, и лицо. обнаружившее к. (если он производил раскопки с согласия собственника), имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости к. вознаграждение распределяет^ ся между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не уста-. новлено иное. (если же согласия на раскопки собственник не давал - вознаграждение поступает только ему.) выше-

  3. , 1) спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи, не взятые владельцем и позднее случайно обнаруженные. ценный исторический источник. 2) в праве - зарытые или скрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. клад, как правило, поступает в собственность государства. лицам, обнаружившим золотые и серебряные монеты, валюту, драгоценные камни и металлы (в слитках, изделиях и ломе), жемчуг, в установленных законом случаях выплачивается вознаграждение.


Назначение или принятие на работу, русский