Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Mens

Русско-латинский словарь


    Хлопоты, русский
      Хлопоты , забота , причинять хлопоты


    Кручина, русский
      Кручина , горе, печаль


    Размышление, русский
      Размышление , вызывать на размышления, наводить на размышления, предаваться размышлениям


    Мнение, русский
    1. Мнение, отзыв, отчет, суждение, взгляд, воззрение, вывод, догадка, заключение, представление, положение, соображение, тезис, усмотрение, благоусмотрение, идея, понятие, мировоззрение, миросозерцание. по этому вопросу я остаюсь при особом мнении. нельзя не

    2. Краткий вывод профессионального оценщика об осуществленной оценке недвижимости без приведения расчетов и обоснований.


    Дух, русский
    1. Дух , душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль , в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу, падат

    2. , философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). в рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. в древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

    3. – перевод встречающихся в античной философии и в библии слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (гёте: «ибо жизнь – это любовь, а жизнь жизни – дух»); сущность бога: «бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи гёте, народный дух, корпоративный дух (см. также esprit). употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. природа), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у гегеля («дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» – дрейер). дух не является противником души, как считает клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также ресублимирование). дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). в то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать клагес). он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом – посредством истории духа. объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. то, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. носителя объективного духа мы называем личностью (см. личность). напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» – это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно николаю гартману ("das problem des geistigen seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. в объективированном духе – в произв. науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.


    Душа, русский
    1. Душа, дух, сердце, грудь. дух бодр, плоть же немощна. "стеснилась грудь ее тоской". пушк. "и щемит, и ноет, болит ретивое". кольц. ср. глава. , воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек , ангелы поют на душе, без ду

    2. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души н

    3. Ловру

    4. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе – ее «материальности» и «идеальности». специальный трактат, посвященный душе, принадлежит аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. в нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. здесь душа определяется как сущность живого тела – особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. в целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. с позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. в новое время декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. в эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. в научной литературе – философской, психологической и прочей – термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко – как синоним слова психика. в повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. согласно к. г. юнгу, душа – некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

    5. , понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (платон, неоплатонизм). у аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. в теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. в пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). дуалистическая метафизика декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. в новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

    6. (греч. psyche, лат. anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. научное понятие души: душа – в отличие от индивидуального духа (см. дух) – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. чувство) и стремлений (витальная душа). результат наблюдений над душой анализирует психология. до нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. при возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о – душе, существующей независимо от тела. развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически – детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. 4 психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз – в определенной форме» (штумпф). поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. в связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. по платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. это понимание в христианстве, является господствующим. против него выступает кант. апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно канту, прибежище ленивого разума. для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. герберт спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. в 1863 в. бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. вильгельм вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «grundzьge der physiologischen psychologie» (1908-1911) и «vцlkerpsychologie» (1908 – 1917). сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. для па ладьи и клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно». для современной психологии душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. одушевленность, психотерапия).


    Мужество, русский
    1. Мужество , смелость, храбрость

    2. Качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения

    3. Качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. его высшее проявление – героизм.


    Намерение, русский
    1. Цель, желаемый результат.

    2. Намерение, мысль, замысел, умысел, план, предположение, проект (ирон.: прожект), расчет. добрыми намерениями ад вымощен. согласно с видами правительства. план мой не удался. без задних мыслей. ср. желание, козни, цель, ожидание. , замысел, мысль, цель , в

    3. Сознательное стремление завершить действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. особое функциональное образование

    4. Сознательное стремление завершить действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответственных средств, коими человек собирается достичь поставленной цели.




    Mendum, латинский

    Mensa nummularia, латинский