|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сменовеховство
Глоссарий по истории политических и правовых учений |
- Общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. xx в.
- , общественно-политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг. 20 в. возникло с введением новой экономической политики. идеологи сменовеховства (н. в. устрялов и др.) надеялись на возврат к капитализму, перерождение советской власти, призывали интеллигенцию к объединению с новой буржуазией и сотрудничеству с советской властью. печатный орган - журнал "смена вех" (париж, 1921-22).
|
|
Перерождение, русский
Перерождение , перемена
Капитализм, русский
- Уклад жизни или общественный строй с высо-ким уровнем производства, гражданским обществом, развитым рынком и частной формой присвоения общественного продукта, прибыли.
- , тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. в различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда. капитализм возник в городах италии (торговля) и нидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в европе с 16 в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. в результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. в условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. в кон. 19 - нач. 20 вв. в развитых странах запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наемного труда значительное место занимает средний класс собственников. современные формы капитализма включают: краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационнная политика). постепенно утвердившаяся во многих странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й пол. 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. с ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интерграция, межгосударственное регулирование экономики. это нашло отражение в возникновении специальных организаций: организации экономического сотрудничества и развития, международного валютного фонда, международного банка реконструкции и развития, европейских сообществ и др.
|
Софисты, русский
- Древнегреческие учителя наук, философы-просветители.
- (от греч. sophistes – мастер, художник) – так первоначально, в классической греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее – учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться в споре победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика, софистический в отрицательном смысле слова). со времен сократа софисты имели дурную славу, пока наконец во времена гегеля и ницше не заслужили лучшей репутации в результате выяснения их значения для практической педагогики; см. греческая философия. главные представители старой софистики – протагор, горгий, гиппий, продик. т. н. «новая софистика» оформилась во 2 в. ее представителями были: герод аттик – учитель императора марка аврелия, оратор элий аристид, странствующий проповедник дион из прузы и биограф софистов флавий филострат. они были воплощением идеала образованности у римлян времен империи – и именно общей образованности, основанной на знании классиков прошлого. новые софисты, и в первую очередь риторы (см. риторика), добились возрождения истинного аттического языка с сильным уклоном в сторону философии.
- (от греч . sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в др. греции люди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до н. э. (протагор, горгий, гиппий, продик, антифонт, критий и др.). для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). с критикой софистов выступили сократ и платон.2) профессиональные ораторы 2-5 вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.
Славянофильство, русский
- Одно из направлений русской общественной мысли середины xix в., выступающее за отличный от запада путь развития россии на основе ее самобытности, патриархальности, православия.
- – идейное движение в россии. возникло в 30-х годах 19 в. и возглавлялось и. в. киреевским, братьями константином (1817-1860) и иваном (1823-1886) аксаковыми и алексеем хомяковым. ссылаясь на историю философии гегеля и интерес гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. европейская философия), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.
|
|
|
|
|
|
|