|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корреспондентная теория истины
Глоссарий по философии |
«классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.
|
|
Соответствия, русский
|
Кумулятивизм, русский
(от лат. cumulatio увеличение, скопление) методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается рас
Интроспекция, русский
- Метод самонаблюдения.
- Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использова
- Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. согласно дж. локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. на первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством – рефлексией. итак, даны два важных утверждения:
- (от лат. introspectare – смотреть внутрь) – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. в дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая томаса гоббса, джона локка, джорджа беркли, дэвида юма, джеймса милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии вильгельма вундта, освальда кюльпе, э. б. титченера. для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. в этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. вундт и титченер, так же как и кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. франц брентано и кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. к 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. в действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).
- (от лат . introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.
|
|
|
|
|
|
|