Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Кондильякэтьен де (1715-1780)

Глоссарий по лингвистике
    Выдающийся философ и грамматист, который рассматривал язык как аналитический метод, с помощью которого говорящий упорядочивает мысли, поступающие в его сознание




Выдающийся, русский
    Выдающийся , главный, замечательный, лучший , играть выдающуюся роль


Аналитический, русский

Конфуций, русский
  1. Философ древнего китая, живший в 6-5 вв. до н.э., занимавшийся толкованием древнейших текстов и лексикографией

  2. (кун фуцзы) (род. 552, куоли, около чоу, государство лу, ныне провинция шаньдун – ум. 479 до р. x., там же) – кит. философ, историк и государственный деятель, основатель кит. государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых. конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. древнего китая. несомненно, ему принадлежат лишь комментарии к книге весны и осени, истории государства лу. кроме того, приписываемые ему молвой соч. "великое учение» и «учение о середине» также лишь пересказаны им. их осн. содержание составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, – которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны; практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди; в то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «исправление имен» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. конфуцианство в 1 в, до р. x. стало государственным учением, в 9 в. после р. x. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху сун.

  3. (кун-цзы) (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. основные взгляды конфуция изложены в книге "лунь юй" ("беседы и суждения").(латинизированная форма от кит. кун фу-цзы - учитель кун), кун-цзы, кун цю, кун чжун-ни [552/551, цзоу в царстве лу (современный город цюйфу провинции шаньдун) - 479 до н. э., там же], древнекитайский мыслитель.жизнь отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. в молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. в возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства лу. в 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. миссия успеха не имела. в конце концов конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. конфуций считается первым частным учителем в китае. его известность как знатока книг "ши цзин" и "шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).учение подчеркивая свою приверженность традиции, конфуций говорил: "я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (лунь юй, 7.1). золотым веком для китая конфуций считал первые годы правления династии чжоу (1027-256 до н. э.). одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии вэнь-ваном и у-ваном, их сподвижник (брат у-вана) чжоу-гун. однажды он даже заметил: "о как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне чжоу-гуна" (лунь юй, 7.5). напротив, современность представлялась царством хаоса. нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. прототип нормального общественного устройства конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (лунь юй, 12.11). конфуций поощрял традиционный для китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.культ конфуция. конфуцианство конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (лунь юй, 11.11). однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ конфуция как первоучителя человечества. конфуцианство приобрело в китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы - "жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").уже первый император ханьской династии гао-цзу посетил в 174 могилу конфуция на его родине в цюйфу и принес в жертву быка. через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. в 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. в 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь конфуция. в начале 20 в. род конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. старший потомок конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. литература:малявин в. в. конфуций. м., 1992.переломов л. с. конфуций: жизнь, учение, судьба. м., 1993.демененко и. и. конфуций. м., 1995.г. а. ткаченко


Ельмслевл. (1899-1965), русский
    Датский ученый, один из основателей глоссемантики, автор книги «пролегомены к теории языка»