Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Закон биогенетический

Глоссарий по психологии
  1. В психологии – перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями ф. мюллером и э. геккелем (закон мюллера-геккеля). теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде в

  2. В психологии – перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями ф. мюллером и э. геккелем (закон мюллера-геккеля). теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам. утверждает, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества. эта модель была распространена на развитие психики человека. соответственно ей, развитие психики индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка. с позиций материализма, отсюда вытекает признание предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно-исторического характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним миром – прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности (-> психология возрастная). опираясь на этот закон закон биогенетический, з. фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.




Биогенетический, русский

Биогенетический закон, русский
  1. , обобщение, согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является как бы кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции (филогенеза) группы, к которой эта особь относится. установлен ф. мюллером (1864) и сформулирован э. геккелем (1866).

  2. (от греч. bios – жизнь и genesis – происхождение) – впервые сформулированное фрицем мюллером и эрнстом геккелем положение о том, что ряд форм, которые живое существо проходит в процессе своего индивидуального развития от яйцеклетки до развитого состояния (онтогенез), представляет собой краткое, сжатое, отличающееся многообразными изменениями повторение длинного ряда форм, пройденных предками данного организма или осн. формами данного вида с древних времен до настоящего времени (филогенез). этого взгляда, раскритикованного еще к. бэром, в настоящее время придерживаются лишь очень немногие.


Закон, русский
  1. Закон, правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. ср. вера и правило. , вера, правило , вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон

  2. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

  3. В широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. в собственном юридическом смысле 3. - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо н

  4. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

  5. В широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом,

  6. – 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственный закон, правовой закон); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью; «правило необходимого существования» (кант). научный закон – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. возможность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отношения, в естественных науках является большей (и среди них в физике и химии большей, чем в биологии), чем в науках о духе (истории, языкознании и т. д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние, и рассмотреть связь условий. явления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов. человек, как звено естественного процесса, сам подчинен естественному закону, в котором он ничего не может изменить. но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естественным законом следует определенное событие.

  7. Необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

  8. Фактологически доказанное утверждение


Закон 30°, русский
    Правило гласит, что катящийся биток будет отклоняться от линии удара на 30° при ударе на резке от 1/4 до 3/4 шара


Закон 45°, русский
    Правило гласит, что биток, катящийся через короткий борт под углом 45º к борту, после отражения от длинного борта прокатится достаточно близко от центра стола


Закон 7-кратного увеличения, русский
    Принцип гласит, что биток прокатится вперёд примерно на расстояние 1/7 от проката вперёд прицельного шара при прямом ударе накатом


Закон 70%, русский
    Принцип гласит, что биток будет отклоняться приблизительно на 70% от угла между начальным направлением движения битка и касательной при толстом попадании (более чем 3/4 шара)


Закон 90°, русский
    Правило гласит, что биток и прицельный шар разлетаются на угол 90° после соударения при условии, что биток не вращается в вертикальной плоскости.


Закон авогадро, русский

Закон архимеда, русский
    На погруженное в жидкость или газ тело действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной этим телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа).


Закон бернулли, русский
    В каждой точке установившегося потока жидкости сумма внешнего (рвн), гидростатического (pgh) и динамического (pv2/2) давления есть величина постоянная.


Закон блоха, русский
  1. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей к

  2. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей критической точки.


Закон божий, русский

Закон больших чисел, русский
    Сформулированный якобом бернулли (1654–1705) закон, который гласит, что точность среднего значения выборки увеличивается (или стандартная ошибка статистики уменьшается) с ростом количества единиц в выборке. чем больше выборка, тем с большей вероятностью ее можно рассматривать в качестве «универсума» (генеральной совокупности). закон достоверен только для несмещенных выборок.


Закон вебера-фехнера, русский
  1. Логарифмическая зависимость силы ощущения е от физической интенсивности раздражителя р: е = к log p + с, где k и с – некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. зависимость была выведена немецким психологом и физиологом г. т. фехнером на осн

  2. Логарифмическая зависимость силы ощущения е от физической интенсивности раздражителя р: е = к log p + с, где k и с – некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. зависимость была выведена немецким психологом и физиологом г. т. фехнером на основе закона бугера – вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. закону вебера – фехнера обычно противопоставляется закон стивенса, .согласно коему эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.


Закон возвращения к расе, русский

Закон возмездия, русский

Закон всемирного тяготения, русский
    Сила взаимного притяжения двух тел, которые могут быть приняты за материальные точки, прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.


Закон гука, русский
    Обобщение, применимое ко всем твердым материалам, которое показывает, что напряжение прямо пропорционально деформации и выражается как


Закон действия масс, русский

Повторение, русский
  1. Повторение, возобновление, воссоздание, воспроизведение, отпечаток, сколок, слепок, снимок, копия, заимствование, подражание, плагиат, контрафакция, пародия, дублет; репетиция; рецидив; подтверждение; отражение, отблеск, отголосок, отзвук, эхо. старая пес

  2. Воспроизведение усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания. в психологии общей рассматривается в связи с исследованиями памяти. изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации т

  3. Воспроизведение усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания. в психологии общей рассматривается в связи с исследованиями памяти. изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации тех или иных способов деятельности. другая функция повторения – совершенствование действий по различным параметрам.


Рекапитуляция, русский
  1. Понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии развития эволюционного, – краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм

  2. Понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии развития эволюционного, – краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (-> филогенез; закон биогенетический.

  3. (от лат . recapitulatio - повторение), в биологии - повторение признаков далеких предков в индивидуальном развитии современных организмов (напр., закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей, характерных для их рыбообразных предков). см. также биогенетический закон.


Соответственно, русский
    Соответственно , сообразно


Воспитание, русский
  1. Воспитание, образование, обучение, уход, холя. , образование , давать воспитание

  2. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих у

  3. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых – полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны развития ближайшего» и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. при этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. в целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. воспитание (по з. фрейду). процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

  4. , целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. в воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

  5. – воздействие общества на развивающегося человека. в узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. при этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. рука об руку с воспитанием идет образование. воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. man). возможно и воспитание дурного. систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. педагогика).


Закон блоха, русский
  1. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей к

  2. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей критической точки.


Задача двигательная, русский
  1. Мысленный образ движения, кое требуется совершить; в нем соотнесена информация о цели движения, о средствах и способах решения задачи.

  2. Мысленный образ движения, кое требуется совершить; в нем соотнесена информация о цели движения, о средствах и способах решения задачи.