Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Избирательный корпус

Глоссарий по Российскому избирательному праву
    Совокупность граждан, обладающих в соответствии с законом активным избирательным правом и внесенных в списки избирателей. различают избирательный корпус российской федерации, конкретного субъекта российской федерации и конкретного муниципального образования.




Избирательная кампания, русский
  1. (фр. campagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах,. в и.к. также участвуют различного рода группы подде

  2. Период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов. с определением временных границ избирательной кампании федеральный закон "об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан российской федерации" связывает ряд избирательных действий. положениями ст. 21 названного закона устанавливается в период избирательной кампании особый порядок рассмотрения избирательными комиссиями поступающих обращений. избирательные комиссии в пределах своей компетенции обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении законодательства в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. в случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. нормами ст. 30 указанного закона устанавливается запрет на изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании. определение понятия агитационных материалов закон также связывает с проведением избирательной кампании. ими признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании. названный федеральный закон предусматривает особый порядок вступления в силу законодательных актов, предусматривающих изменения в законодательстве о выборах и принимаемых в период избирательной кампании. в случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов федеральный закон, закон субъекта российской федерации в ходе избирательной кампании, указанные изменения и дополнения вступают в силу после ее окончания.


Избирательная квота, русский
    1) количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации. отдельной территории, с тем чтобы в более полной мере учесть их интересы в составе и деятельности этог


Избирательная комиссия, русский
    , комиссия, образуемая для организации и проведения выборов.


Избирательная коррозия, русский
    Коррозия, при которой один из элементов предпочтительно удаляется из сплава, оставляя остаток (часто пористый) элементов, которые являются более стойкими в конкретной окружающей среде. см. также decobaltification — декобальтизация, denickelification — деникелизация, decarburization — обезуглероживание, dezincification — коррозия цинковых сплавов, graphitic corrosion — графитовая коррозия.


Избирательная система, русский
  1. Совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.

  2. 1) существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. и.с. охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических сложившихся обычаев: 2) те или иные применяемы

  3. Совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления (определение в широком смысле слова). избирательная система является одним из важнейших и необходимых элементов демократического общества (


Избирательная токсичность, русский

Избирательная урна, русский

Избирательная эрозия 3-1 17, русский

Избирательное законодательство, русский
    Совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан. указанные законы и иные нормативные правовые акты являются источниками избирательного права.


Избирательное объединение, русский
    Политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. формально-юридическими признаками избирательного объединения являются: определенная организационно-правовая форма; наличие в уставе соответствующих избирательным законам формулировок основных целей; наличие акта государственной регистрации в установленные законом сроки. избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне. политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения. политическое общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения соответствующей избирательной комиссией списка кандидатов в соответствии с п. 8 ст. 30 федерального закона "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации". с момента заверения списка кандидатов конкретное избирательное объединение становиться участником избирательного процесса и начинает сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов. в российской федерации избирательные объединения выполняют в настоящий период времени ту роль, которую в избирательных системах зарубежных стран выполняют политические партии.


Избирательное право, русский
  1. 1) в объективном смысле: совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. на базе и.п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на осно

  2. , 1) совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др. избирательное право обычно регламентируется конституцией и специальными законами о выборах. определяет порядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, порядок определения результатов голосования и др...2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).


Избирательное право объективное, русский
    Подотрасль конституционного права. в формально-юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в рамках выборов и в межвыборный период.


Избирательное право субъективное, русский
    Закрепленное в конституции российской федерации право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Избирательное раскрытие (информации), русский

Избирательное растворение фаз гетерогенного сплава, русский

Избирательное частное, русский
    Количество голосов избирателей,приходящееся на один депутатский мандат. в рф используется при подсчете голосов и определении количества мест. предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям, выдвинувшим свои избирательные списки при выб


Избирательности, русский

Избирательность, русский

Избирательность; селективность;, русский

Избирательные комиссии, русский
  1. Специальные коллегиальные органы, создаваемые для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, выборных должностных лиц. в случае назначения и проведения общегосударственных и местных референдумов (голосований) и.к. именуются в этом

  2. Коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта российской федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.


Избирательные объеди нения, русский
    Общероссийские обществе!-ные объединения,созданные в порядке установленном фз, уставы которых пре дусматривают участие в выборах в орга-ны государственной власти посредство] выдвижения кандидатов в депутаты зарегистрированы минюстом рф не пс зднее чем за


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Избирательный, русский

Образования, русский
    Плазмолеммы


Комиссии референдума, русский
    Коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта российской федерации, обеспечивающие реализацию и защиту права граждан на участие в референдуме, осуществляющие подготовку и проведение референдумов в российской федерации. в соответствии с федеральным законом "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" при проведении соответствующих референдумов центральная избирательная комиссия российской федерации, избирательные комиссии субъектов российской федерации действуют в качестве комиссий референдума. иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий. система комиссий референдума, их полномочия и порядок деятельности при проведении референдума российской федерации определяются федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "о референдуме российской федерации". правовую основу формирования и деятельности комиссий при проведении референдумов субъектов российской федерации и местных референдумов составляют законы субъектов российской федерации, принимаемые в соответствии с положениями федерального закона "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации". в соответствии со ст. 13 названного федерального конституционного закона подготовку и проведение референдума российской федерации осуществляют: а) центральная избирательная комиссия российской федерации, действующая в качестве центральной комиссии референдума российской федерации; б) избирательные комиссии субъектов российской федерации, действующие в качестве комиссий субъектов российской федерации по проведению референдума российской федерации; в) территориальные (районные, городские и другие) комиссии; г) участковые комиссии. территориальные комиссии формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования указа президента российской федерации о назначении референдума российской федерации. состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом граждан, имеющих право на участие в референдуме российской федерации, по решению комиссии субъекта российской федерации, согласованному с центральной комиссией референдума российской федерации, может формироваться несколько территориальных комиссий. участковые комиссии формируется в составе 5 - 10 членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума российской федерации. в случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной, участковой комиссии в установленный срок, либо если на соответствующей территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование такой комиссии производится вышестоящей комиссией по проведению референдума российской федерации. центральная комиссия при подготовке и проведении референдума российской федерации: а) осуществляет контроль за соблюдением законности и обеспечивает единообразное применение закона; б) руководит деятельностью комиссий по проведению референдума; в) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума и принимает по ним мотивированные решения; г) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения закона, обязательные для всех комиссий по проведению референдума; д) заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума; е) распределяет денежные средства, выделенные из бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует их целевое использование; ж) устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и других документов референдума; з) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме на русском языке; и) утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума, порядок пересылки и хранения документов; к) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить; л) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум; м) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме; н) определяет результаты референдума и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума; о) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. избирательные комиссии субъектов российской федерации, территориальные комиссии (комиссии муниципальных образований) осуществляют аналогичные полномочия на соответствующей территории при подготовке и проведении соответственно референдумов субъекта российской федерации, местных референдумов. при проведении референдума российской федерации комиссии субъектов российской федерации и территориальные комиссии в соответствии с федеральным конституционным законом "о референдуме российской федерации" осуществляют контроль за законностью проведения референдума на соответствующей территории и координируют деятельность нижестоящих комиссий. на комиссии субъектов российской федерации при проведении референдума российской федерации также возлагаются полномочия по: а) заслушиванию сообщений органов исполнительной власти субъекта российской федерации и органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума; б) обеспечению взаимодействия центральной комиссии референдума российской федерации и органов государственной власти субъекта российской федерации; в) контролю за своевременностью и правильностью составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставлению этих списков для ознакомления граждан; г) содействию средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум; д) обеспечению изготовления бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий; е) установлению единой нумерации участков референдума на территории субъекта российской федерации; ж) установлению итогов голосования на референдуме по субъекту российской федерации и их передаче центральной комиссии референдума российской федерации; з) опубликованию (обнародованию) результатов референдума по субъекту российской федерации в региональных средствах массовой информации; и) рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятию по ним мотивированных решений; и) распределению между территориальными комиссиями денежных средств, выделенных на подготовку и проведение референдума российской федерации, и обеспечению контроля за их целевым использованием; к) осуществлению иных полномочий в соответствии с законом. территориальные комиссии при проведении референдума российской федерации: а) информируют население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению референдума; б) координируют работу участковых комиссий на соответствующей территории, рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимают по ним мотивированные решения; в) распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и распределяют их между участковыми комиссиями; г) организуют доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям; д) оказывают организационно-техническую помощь участковым комиссиям в организации голосования на участках референдума; е) устанавливают итоги голосования на референдуме российской федерации на соответствующей территории, сообщают их средствам массовой информации и передают протоколы об итогах голосования в комиссию соответствующего субъекта российской федерации; ж) обеспечивают передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума, в архивные учреждения; з) осуществляют иные полномочия в соответствии с законом. полномочия территориальной комиссии по проведению референдума российской федерации прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума российской федерации. участковыми комиссиями реализуются полномочия по: а) оповещению населения о местонахождении и номерах телефонов участковых комиссий, времени их работы, а также о дне и месте проведения голосования; б) составлению и уточнению списков граждан, имеющих право на участие в референдуме по соответствующему участку; в) ознакомлению со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, рассмотрению заявлений об ошибках и неточностях в списках и решению вопросов по внесению в них соответствующих изменений и дополнений; г) обеспечению подготовки и надлежащему оборудованию помещений для проведения голосования; д) контролю за соблюдением на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов; д) организации голосования на участке референдума; е) проведению подсчета голосов, установлению итогов голосования по участку референдума, составлению протокола об итогах голосования и его передачи в соответствующую территориальную комиссию; ж) рассмотрению жалоб (заявлений) на нарушения закона и принятию по ним мотивированных решений; з) осуществлению иных полномочий в соответствии с законом. правовое регулирование принципов и порядка организации деятельности комиссий референдума аналогично законодательной регламентации, установленной для избирательных комиссий.


Выдвижение кандидата, русский
    Инициатива избирателя, избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта российской федерации. выдвижение кандидата, списка кандидатов включает следующие стадии: а) инициатива выдвижения - принятие избирателем, группой избирателей решения о выдвижении лица кандидатом, а избирательным объединением, избирательным блоком при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе также решения о выдвижении списка кандидатов либо принятие лицом решения о самовыдвижении; б) уведомление о выдвижении кандидата, списка кандидатов инициатором выдвижения соответствующей избирательной комиссии, обладающей правом регистрации кандидатов, списков кандидатов; в) представление лицом, выдвигаемым кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию, обладающую правом регистрации кандидатов, списков кандидатов, письменного заявления о согласии баллотироваться в указанном избирательном округе с указанием биографических сведений, требуемых законом, и обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности; г) сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (может не осуществляться, если соответствующим законом о выборах устанавливается возможность регистрации кандидата, списка кандидата не только на основании представления необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку инициативы выдвижения, но и в случае внесения избирательного залога). выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата. федеральный закон "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" запрещает включать в законы субъектов российской федерации в качестве требования к выдвижению кандидатов непосредственно избирателями необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников. кандидаты, а также списки кандидатов при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками. в многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. выдвижение кандидатов, списков кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений - при проведении выборов в органы государственной власти субъектов российской федерации; на собраниях местных либо региональных отделений указанных объединений - при проведении выборов в органы местного самоуправления. порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов от избирательных объединений, зарегистрированных в органах юстиции субъектов российской федерации, определяется законами субъектов российской федерации в соответствии с федеральным законом "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации". решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок. избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока. избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком. после представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов. в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта российской федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам. для выдвижения кандидата требуется личное его согласие. если выдвижение проводится списком кандидатов, то такое согласие требуется от каждого лица, включенного в этот список. лицо, выдвигаемое кандидатом, представляет письменное заявление о своем согласии баллотироваться в указанном избирательном округе. заявление направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, если выдвижение лица производится в личном качестве по образованному избирательному округу при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе, либо, если его выдвижение производится в составе списка кандидатов при проведении федеральных, региональных или местных выборов на основе пропорциональной избирательной системы - соответственно в центральную избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта российской федерации, территориальную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования). в письменном заявлении о согласии баллотироваться выдвигаемым лицом указываются сведения биографического характера: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) образование; г) основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); д) занимаемая должность; е) сведения о неснятых или непогашенных судимостях. при этом указываются номера и наименования статей ук рф, на основании которых осуждался кандидат. если кандидат был осужден не на основании положений действующего ук рф от 13 июня 1996 г., вступившего в силу в соответствии со ст. 1 федерального закона от 13 июня 1996 г. с 1 января 1997 г., то указываются номера и наименования статей закона, на основании которых кандидат привлекался к уголовной ответственности за деяния, признаваемые преступлением действующим ук рф. такими законами могут быть: ранее действовавший ук рсфср от 27 октября 1960 г., если кандидат осуждался на территории россии до вступления в силу ук рф 1996 г.; уголовные кодексы бывших союзных республик, принятые в соответствии с основами уголовного законодательства союза сср и союзных республик, либо законы иностранных государств, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами; ж) гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения. в письменном заявлении лицом, выдвигаемым кандидатом, также дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. после уведомления соответствующей избирательной комиссии, обладающей правом регистрации кандидатов, списков кандидатов о выдвижении кандидата, списка кандидатов, инициаторами выдвижения начинается сбор подписей избирателей. порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов, а также количество подписей, необходимых для их регистрации, определяются применительно к уровню выборов соответствующими федеральными законами, законами субъектов российской федерации. при этом федеральным законом "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" устанавливается максимальное количество подписей. оно не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. установленное федеральным законом, законом субъекта российской федерации максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. установление квоты на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта российской федерации может устанавливаться только федеральными законами при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. при проведении выборов в органы государственной власти субъектов российской федерации, органы местного самоуправления для отдельных частей указанных территорий установление квоты на сбор подписей избирателей не допускается. федеральный закон "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" предусматривает возможность при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производить, если законом субъекта российской федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата. подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата, списка кандидатов. право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину российской федерации. кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. в подписном листе указываются сведения о выборах: вид выборов, выборный орган (выборная должность) государственной власти или местного самоуправления), в который (на которую) проводятся выборы, номер избирательного округа (в случаях, если выборы проводятся по нескольким избирательным округам), а также фамилия, имя, отчество и иные биографические данные о выдвигаемом кандидате в объеме, установленным соответствующим законом о выборах.