Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Альберт великий

  1. (albertus magnus) , альберт фон больштедт (ок. 1193-1280), немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. начал перестройку и энциклопедическую систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником фомой аквинским. преподавал в кельне и париже. трактаты о минералах, растениях, животных и др.

  2. (лат. albertus magnus) (род. ок. 1193, лауинген-на-донау, швабия – ум. 15 нояб. 1280, кёльн) – нем. философ и теолог, граф альберт фон болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. образование получил в италии. после длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и фомы аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в кёльне. его популярность нашла отражение в самых различных легендах. с точки зрения содержания философии альберт великий брал себе за образец философию аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. поклонник универсальной энциклопедии иранца авиценны. альбертом великим написаны комментарии и «парафразы» к аристотелю. способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны. космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. познание, согласно альберту великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести.


Albertus magnus, английский



Альберт, русский
  1. (albert) , название оз. мобуту-сесе-секо в африке до 1973.

  2. I (albert) (1875-1934) , бельгийский король с 1909.

  3. I фон аппельдерн (albert) (12-13 вв .), епископ рижский (1199-1229), распространил христианство в лифляндии, основатель ордена "братьев христова рыцарства" (меченосцев) (1202).

  4. Ii (р . 1934), бельгийский король с 1993, из саксен-кобургской династии. сын леопольда iii.


Альберт-канал, русский
    (albert kanaal) , в бельгии, соединяет рр. маас (у льежа) и шельда (у антверпена). открыт в 1939. длина ок. 130 км.


Альберта, русский
    (alberta) , 1) провинция на юго-западе канады. 661,2 тыс. км2. население 2,5 млн. человек (1991). адм. ц. - эдмонтон. 2) угольный бассейн в канаде. разрабатывается с сер. 19 в. площадь св. 250 тыс. км2. запасы ок. 228 млн. т. добыча ок. 54,4 млн. т (1988) открытым способом.


Альберти, русский
  1. (alberti) леон баттиста (1404-72) , итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи раннего возрождения. теоретические трактаты ("о статуе", 1435, "о живописи", 1435-36, "о зодчестве"; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. в архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь сант-андреа в мантуе, 1472-94, дворец ручеллаи во флоренции, 1446-51).(alberti) леон баттиста (18 февраля 1404, генуя - апрель 1472, рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.родился в семье знатного флорентийского изгнанника. учился у известного гуманиста гаспарино да барцицца в падуе, затем в болонье у франческо филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.литератор и архитектор литературное наследие альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "филодокс" (1890), затем были написаны трактаты "деифира" (1481) и "о преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "о семье" (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "о статуе" (1568) и "о живописи" (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы "десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "о праве" (1890) и "первосвященник", "жизнеописание св. потита" (1568), диалоги "теодженио" (1490) и "о спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "мом, или о государе" (1520), в 1449 - "математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "застольные беседы" (1890) и "домострой" (1848). по проекту альберти в 1446-51 б. росселлино выстроил палаццо ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей сан-франческо в римини и сан-андреа в мантуе альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).круг занятий и увлечений хотя большую часть жизни альберти провел в риме и других городах италии и лишь время от времени наведывался во флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. человек разносторонних дарований и широкой культуры, альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же альберти. сочинения:десять книг о зодчестве. м., 1935. т. 1-2.религия. добродетель. рок и фортуна // сочинения итальянских гуманистов эпохи возрождения (xv век). м., 1985. с. 152-161.о семье // опыт тысячелетия. м., 1996. с. 362-411.alberti l. b. opere volgari. bari, 1960-1973. v. 1-3.литература:леон баттиста альберти. м., 1977.mancini g. vita di leon battista alberti. roma, 1911.gadol j. leon battista alberti. universal man of the early renaissance. chicago; london, 1969.о. ф. кудрявцев

  2. (alberti) рафаэль (р . 1902), испанский поэт. антифашистские и революционные стихи (сборники "строфы хуана панадеро", 1949; "поэмы изгнания и надежды", 1976), антивоенные "баллады и песни реки парана" (1954), лирический сборник "стихи о любви" (1967), стихотворный цикл "о живописи" (2 изд., 1968), пьеса "ночь войны в музее прадо" (1956), книга воспоминаний "затерянная роща" (1959), "пабло пикассо" (1977). международная ленинская премия (1965).


Альбертина, русский
    (albertina) , графическое собрание в вене: рисунки, миниатюры, плакаты, гравюры, литографии западноевропейских мастеров. основано в 1776 как коллекция герцога альберта.


Альбертит, русский

Альбертская серия, русский

Велик, русский

Велик ., русский
    Тоже, что в1лосипкд.


Велик и славен, русский

Велик на малые дела, русский

Велика вещь, русский
    Велика вещь , важность


Великан, русский
    Великан, гигант, исполин, колосс, титан. прот. карлик.


Великанский, русский

Великая, русский
  1. , река в псковской обл. 430 км, площадь бассейна 25,2 тыс. км2. берет начало на бежаницкой возв., впадает в чудско-псковское оз., образуя дельту. главные притоки: исса, синяя, утроя (слева); сороть, череха, пскова (справа). судоходна на 40 км от устья. сплавная. на великой - города опочка, остров, псков.

  2. (большая , онемен), река на северо-востоке российской федерации. 451 км, площадь бассейна 31 тыс. км2. средний расход воды 290 м3/с. образуется слиянием рек куйимвеем и кольвыгейваам, берущих начало на корякском нагорье. на анадырьской низм. разветвляется на многочисленные рукава и протоки. впадает в зал. онемен берингова м.


Великая дайка, русский
    , интрузивный массив ультраосновных пород в зимбабве. длина 560 км, ширина до 12 км. включает крупнейшие по запасам (1 млрд. т) месторождения хромовых руд; попутно извлекаются pt, ni. эксплуатируется с 1919. годовая добыча 580 тыс. т руды (1985). основные центры добычи - шуругви, ломагунди.


Великая китайская равнина, русский
    , на востоке китая. протягивается более чем на 1000 км вдоль берегов желтого и восточно-китайского морей. площадь ок. 325 тыс. км2. поверхность плоская, высота до 100 м. на востоке - островные шаньдунские горы. сложена мощной толщей аллювиальных отложений рек хуанхэ, хуайхэ и др. климат субтропический муссонный с влажным летом и сухой прохладной зимой. частые наводнения (сопровождались неоднократными значительными перемещениями русел рек хуанхэ и хуайхэ). большая часть распахана (пшеница, хлопчатник, рис, арахис). один из самых населенных районов мира. крупные города - пекин, тяньцзинь и др.


Великая китайская стена, русский
    , крепостная стена в сев. китае; грандиозный памятник зодчества др. китая. от цзяюйгуаня (пров. ганьсу) до ляодунского зал. длина, по одним предположениям, ок. 4 тыс. км, по другим - св. 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. построена в основном в 3 в. до н. э. полностью реставрирован участок великой китайской стены близ пекина.


Великая колумбия, русский
    , федеративная республика в 1819-30; создана в ходе войны за независимость испанских колоний в америке 1810-1826. включала нов. гранаду (современные колумбия и панама), венесуэлу и кито (современный эквадор).


Великая пятница, русский

Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Доминиканец, русский

Universalis, латинский

Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Популярность, русский
    Популярность , репутация, слава


Albertus magnus, английский

I albert, английский