|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дымный порох
|
(черный порох) , зерненая механическая смесь калиевой селитры, серы и древесного угля. теплота сгорания 32,3 мдж/кг. чувствителен к удару, трению и огню. применяется для добычи штучного камня, а также в огнепроводном шнуре.
|
|
Дымник, русский
- Устанавливаемый на крыше дощатый (чаще резной) выход для дыма, закрываемый изнутри заслонкой.
- Верхняя надкровельная часть печной дымовой трубы.
- Печная труба, верхняя наружная часть деревянного дымохода.
- Печная труба; верхняя наружная часть деревянного дымохода.
Дымный и световой сигнал, русский
Порох, русский
Порох , как синь порох в глазу, ни синя пороха нет
Пороха, русский
, взрывчатые соединения или смеси, основная форма взрывчатого превращения которых - послойное взрывное горение. различают пороха на основе индивидуальных взрывных соединений, напр. нитратов целлюлозы, и смесевые пороха, состоящие из окислителя и горючего. к последним относятся дымный порох и твердые ракетные топлива.
Пороховой заряд, русский
Пороховой ракетный двигатель, русский
, см. ракетный двигатель твердого топлива.
Пороху не выдумать, русский
Пороху не выдумать , глупый
|
Дымовая завеса, русский
, искусственно создаваемое облако дыма или тумана. применяется для временного ослепления противника, маскировки действий своих войск (сил) и объектов.
Дымковская игрушка, русский
, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. название игрушки происходит от слободы дымково, ныне район города вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. возникновение промысла игрушечный промысел в вятке, видимо, возник в глубокой древности. многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. в середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. к концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. возрождение промысла связано с именами - а. а. мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника а. и. деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. в одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек. особенности производства дымковской игрушки для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. после полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. организация артели и мастерской стараниями а. и. деньшина в 1933 при вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: а. а. мезрина, о. и. коновалова, е. а. кошкина, е. и. пенкина, а возглавил ее сам деньшин. с этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. а. и. мезриной в 1934 было присвоено звание герой труда. за годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. в 1948 в вятке открыта игрушечная мастерская художественного фонда. дымковские мастерицы: е. и. косс-деньшина, з. в. пенкина, л. с. фалалеева, н. п. трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
|
|
|
|
|
|
|