Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Августин б

Глоссарий по философии
    Лаженный (augustinus sanctus) аврелий (род. 31 нояб. 354, тагаст, нумидия – ум. 28 авг. 430, гиппон, близ карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. в частности, он защищает (против пелагия) учение о предопределении (см. предопределение): человеку заранее предопределено богом блаженство или проклятие. человеческая история, которую августин излагает в своей книге «о граде божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). при этом он отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью. августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть бог) и познавательной силе любви. при сотворении мира бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в западной европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмом альберта великого и фомы аквинского. августин написал автобиографию под названием «исповедь». она и «о граде божием» вошли в собр. соч., изданное минье («patrologia latina», париж, 1845, т. 32 – 47). на рус. языке см. «творения блаженного августина, епископа иппонийского», изд. 2-е, киев, 1901 – 1912.




Проповедник, русский

Манихейство, русский
  1. – составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса мани (род. 216, мардину, вавилония – ум. 273, гундишапур, вавилония: убит по требованию священников – последователей заратустры брошенным в него камнем). учение мани, воспринимающее точку зрения заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. поскольку мани, как «посланник истинного бога», стремился заменить прежнюю религию – религию заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства сассанидов, а позднее – аббасидов: на восток – вплоть до китая, на запад – до испании и галлии; августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

  2. , религиозное учение, основано в 3 в. мани, который, по преданию, проповедовал в персии, ср. азии, индии. в основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. распространилось в 1-м тыс. н. э. от китая до испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в уйгурском царстве. оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.


Скептицизм, русский
  1. (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских школ представлен прежде всего пирроном, затем средней и новой академиями (аркесилай, карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (энезидем, секст эмпирик и др.). энезидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа – это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. в новейшее время опять обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: напр., вера в соответствие, хотя бы и не полное, категорий бытия и познания. в обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. см. также основное отношение, речей.

  2. (от греч . skeptikos - разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. крайняя форма скептицизма - агностицизм. направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (пиррон), скептицизм академии платоновской (аркесилай, карнеад), поздний скептицизм (энесидем, секст-эмпирик и др.). в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (м. монтень, п. бейль и др.).


Неоплатонизм, русский
  1. – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. легендарным первосоздателем неоплатонизма является аммоний саккас, подлинный же его основатель – плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также ямвлих, порфирий и прокл. осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. греческая философия.

  2. , направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение платона в соединении с идеями аристотеля, неопифагореизма и др. в центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное плотином и завершенное проклом. основные школы: гимская (3 в., плотин, порфирий), сирийская (4 в., ямвлих), пергамская (4 в., император юлиан), афинская (5-6 вв., прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). латинские неоплатоники - марий викторин, марциан капелла, боэций. оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.


Впечатление, русский
    Впечатление , действие, чувство


Предопределение, русский
  1. – детерминированность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей; это или предопределение к блаженству (возможно, что данный человек его и недостоин), или предопределение к мукам (даже и незаслуженным). эта идея проповедовалась августином, а после него – янсенистами, лютером, цвингли и кальвином; она близка к преддетерминизму.

  2. , в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.


Предопределено, русский

Блаженство, русский
    Блаженство , счастье


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Достоверности, русский

Материальный, русский
    (от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность – формальный. 2) телесный, вещный; противоположность – имматериальный.


Самостоятельно, русский
    Самостоятельно , беспричинно, единовластно, сам


Авицеброн, русский
    (авенцеброль) – см. габиролъ.


Абт, русский
    (abbt) томас (род. 25 нояб. 1738, ульм – ум. 3 нояб. 1766, бюкенбург) – нем. моралист и популярный философ эпохи просвещения. известен своей работой «vom tod fьrs vaterland» (1761). абт принадлежал к берлинскому кружку, собравшемуся вокруг фридриха николаи, который слыл издателем его «vermischten schriften» (6 bde., 1772-1781).