Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аммоний саккас

Глоссарий по философии
    (ammonios sakkas) (жил в 175-242 в александрии) легендарный родоначальник неоплатонизма; учитель плотина и оригена.




Аммоналы, русский
    , группа аммиачно-селитренных взрывчатых веществ, содержащих нитросоединения и алюминиевую пудру. теплота взрыва 5,1-5,9 мдж/кг, водоустойчивы. применяются в шахтах, неопасных по газу и пыли.


Аммониевая селитра, русский
    , то же, что аммиачная селитра.


Аммонизация, русский
    , обработка питьевой воды аммиаком за несколько секунд до хлорирования для обеспечения более длительного обеззараживающего эффекта и предотвращения образования хлорорганических соединений, придающих воде неприятные запах и привкус.


Аммонизация воды, русский
    Процесс добавления аммиака при водоподготовке


Аммонизация кормов, русский
    , обработка кормов (силоса, жома, соломы и др.) аммиаком или его производными для обогащения их азотом.


Аммоний, русский
    (амманий) никомидийский (ум . 305 или 311), христианский мученик, отрок, пострадавший в гонение императора максимиана; ученик вавилы никомидийского. память в православной церкви 4 (17) сентября.


Аммоний (nh4+), русский
    Катион, образующийся при растворении в воде аммиака (nh3). концентрация ионов аммония и растворенного газообразного аммиака зависит от рн воды.


Аммоний ,, русский
    Nh4+, однозарядный катион. входит в состав нитрата аммония nh4no3, сульфата аммония. (nh4)2so4 и др. солей аммония.


Аммониоборит, русский

Аммониоярозит, русский

Аммонит, русский

Аммониты, русский
  1. , группа аммиачно-селитренных взрывчатых веществ, содержащих нитросоединения; иногда нитроэфиры и соли-пламегасители. теплота взрыва 3,4-5,5 мдж/кг. гигроскопичны, склонны к слеживаемости, малочувствительны к удару, трению и огню. применяются в подземных выработках, неопасных по газу и пыли, и на земной поверхности.

  2. , подкласс (или надотряд) вымерших морских головоногих моллюсков. известны с девона до мела включительно; были широко распространены. диаметр раковины от нескольких сантиметров до 2 м. ок. 1500 видов, быстро сменявших друг друга во времени, в связи с чем аммониты - важная группа руководящих ископаемых.

  3. Взрывчатые вещества, смеси нитрата аммония с три-нитротолуолом.


Аммонификация, русский
  1. Процесс бактериального разложения органических веществ с образованием аммиака, который ядовит для гидробионтов. анабиоз (от греч. «anabiosis» – оживление) – временное состояние, при котором временно прекращаются или резко замедляются жизненные функции организма. анабиоз характерен для некоторых видов рыб в пересыхающих и перемерзающих водоемах, для микроорганизмов (спорообразующие бактерии, микроскопические грибы, простейшие) и беспозвоночных (гидры, черви, некоторые моллюски и др.). у некоторых организмов анабиоз входит в нормальный цикл развития (семена, споры). особые свойства организмов (в частности, у беспозвоночных организмов известны покоящиеся стадии развития), использующиеся для получения живого корма.

  2. Один из эта­пов круговорота азота в природе, на котором происходит разложение азотсо­держащих органических веществ (белков) с выделением аммиака и его солей под действием ферментов микроорганизмов.


Аммония, русский

Аммония нитрат, русский
    , то же, что аммиачная селитра.


Аммония пероксосульфат, русский
    (аммония персульфат) , (nh4)2s2o8, бесцветные кристаллы. хорошо растворяется в воде. сильный окислитель, в присутствии влаги выделяет кислород и озон. инициатор полимеризации, средство для отбеливания и дезинфекции, реагент в фотографии и аналитической химии.


Аммония персульфат, русский
    , то же, что аммония пероксосульфат.


Аммония сульфат ,, русский
    (nh4)2so4, бесцветные кристаллы. хорошо растворяется в воде. применяют как удобрение, в производстве вискозного волокна.


Аммония хлорид, русский
    (нашатырь) , nh4cl, бесцветные кристаллы. азотное удобрение (до 25% n) для нейтральных и щелочных почв под культуры, слабо реагирующие на избыток хлора (сахарная свекла, рис, кукуруза). применяют также в производстве сухих гальванических элементов, при паянии и лужении, в медицине, как дымообразователь.


Легендарный, русский
    Легендарный , вымышленный, мнимый


Родоначальник, русский

Александри, русский
    (alecsandri) василе (1821-1890) , молдавский и румынский писатель, театральный деятель, собиратель фольклора. участник революции 1848 в валахии. остросатирические антимещанские комедии "яссы во время карнавала" (1852), "кирица в провинции" (1852), патриотическая лирика, сборник "дойны" (1843-53).


Неоплатонизм, русский
  1. – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. легендарным первосоздателем неоплатонизма является аммоний саккас, подлинный же его основатель – плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также ямвлих, порфирий и прокл. осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. греческая философия.

  2. , направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение платона в соединении с идеями аристотеля, неопифагореизма и др. в центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное плотином и завершенное проклом. основные школы: гимская (3 в., плотин, порфирий), сирийская (4 в., ямвлих), пергамская (4 в., император юлиан), афинская (5-6 вв., прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). латинские неоплатоники - марий викторин, марциан капелла, боэций. оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.


Анаксагор, русский
    Из клазомен (ок. 500-428 до р. x.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. был обвинен в безбожии (он утверждал, что солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). жил затем в лампсакосе. многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. мировой «ум» (греч. «нус») – тончайшее и легчайшее вещество – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. при этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). этот взгляд имеет большое значение для схоластики. ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. познано может быть только неодинаковое и противоречивое.


Американская философия, русский
    – общее название философии северной америки и латиноамер. стран. наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. основателем североамер. философии можно считать англ. философа беркли, который жил в америке в 1728-1731. во многом благодаря ему были заложены основы идеалистически-теистической философии, т. н. «новоангл. теологии», на которой сказалось сильное влияние библии. наиболее значительный мыслитель этой группы – джонатан эдуарде. на рубеже 18 и 19 вв. в сша проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме бенджамина франклина и в религии разума томаса пейна (1737-1809). духовные устремления первых двух эпох амер. философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении ралфа уолдо эмерсона; сказалось также влияние нем. классиков – поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одаренных людей. эта философия, известная под названием «трансцендентализм», позднее приняла более идеалистическую форму у уильяма тори гарриса (1835-1909) и у представителей «школы св. луи», более реалистическую – у ноа портера (1811 – 1892) и гренвила стэнли холла. с сер. 19 в. идеалистически-метафизическое направление в амер. философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского. представители первого, гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя германа лотце, исходят из отношения между богом (вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. к этому направлению относятся джосайя ройс, уильям эрнест хокинг, бордэн паркер боун (1847 – 1910), ученик последнего эдгар шеффилд брайтмэн, ралф тайлер флюэлинг (род. 1871), и. а. франквиц (род. 1906) и представители школы т. н. «калифорнийского персонализма». выразителями идей реалистического позитивизма являются джеймс марк болдуин и один из основателей логистики, чарлз сандерс пирс. с этого времени для амер. философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил уильям джемс. его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. видным представителем педагогической школы является джон дьюи, на учении которого сказалось сильное влияние франц. философа конта; к этому же направлению относится и «чикагская школа»; педагогико-психологического течения – эдуард ли торндайк; чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. н. бихевиоризме джона бродеса уотсона. последователи джемса развивают самостоятельные учения. против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, был направлен реализм. в духе аристотелевских традиций выступает фредерик дж. э. вудбридж (1867- 1940), этого же направления придерживаются и некоторые др. философы, входящие в амер. аристотелевское общество. во главе неореалистов стоят алфред норт уайтхед, ралф бартон перри и у.п.монтепо. артур лавджой возглавляет направление «критического реализма». влияние философии жизни джорджа сантаяны сильно ослабло. течение критики культуры представлено джоном рандаллом, а история философии – уиллом дюраном. имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая психологию животных) и педагогики (см. макду галл). неосхоластика сделала своей трибуной журнал «the new scholasticism» (основанный в 1927). обычная характеристика «американизма» мало подходит к амер. философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с амер. буднями и политикой дня. на нее значительное влияние оказывает протестант, теология (тиллих, нибур и др.). широко представлена в амер. философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто окрашенная под социализм этика ценностей. однако всем этим направлениям угрожает опасность со стороны логистики; противоположное течение представлено ун-том эмори в джорджии. имеются англ, переводы работ хайдеггера, следовательно, возможно, что философия экзистенциализма проникла также и в сша, и в лат. америку. в эпоху колониальных и освободительных войн в лат. америке многие литераторы, политики и вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. венесуэлец андрее бельо (1781 – 1865), учитель боливара, сотрудничавший с а. гумбольдтом, в «философии рассудка», написанной под влиянием т. рида и у. гамильтона, дал глубокий анализ памяти. позитивизм (см. позитивизм философский) начинается с конта и спенсера. кубинец энрике барона (1849-1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиций. в бразилии ботэлью ди магальянш и мигель лемос вместе с бенжаменом констаном основали религиозный контизм, позитивистскую церковь (1881) и республиканско-революционный орден «порядок и прогресс», а также разработали политическую конституцию позитивизма. аргент. философ хосе инхениерос (1877-1925) рассматривал область непознаваемого как сферу деятельности будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения закономерностей логики. в период антипозитивистской реакции бразилец тобиас баррето (1833- 1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием канта и шопенгауэра пытался соединить механизм с телеологией. перуанец деустуа алехандро (1849 – 1945), который в своем учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей краузе, вундта и бергсона. к его школе принадлежат такие видные ученые, как о. миро квесада, феноменолог фр. миро квесада и выдающийся психолог онорио дельгадо. аргентинец алехандро корн (1860-1936), следуя учению дилыпея, пытался решить проблему необходимости и свободы – при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон – не как проблему спекулятивную, но практическую. учение бразильца раймундо брито де фариаса (1862 – 1917) – который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, – имело следствием появление целой школы. уругваец карлос ваз ферейра в своем соч. «logica viva» подходит к конкретному как основе всех философских систем. мексиканец хосе васконселос в своей базирующейся на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею амер. духовно-космической расовой общности (raza cosmica americana). аргентинец альберто роухес (1880-1945) считал, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, представляющий собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего, – с другой, нельзя сводить друг к другу. мексиканец антонио касо (1883-1946), на учение которого оказали влияние наряду с бутру и бергсоном также и нем. философы, в т. ч. гуссерль, внес новое в развитие мекс. философии, создав философию жизни и действия. среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец франциско ромеро, который, являясь блестящим знатоком современной нем. философии, развивает ее идеи, гл. о. в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. аргентинец карлос астрада, ученик гуссерля, шелера, хайдеггера, обогащает новый свет идеей экзистенциального риска и усматривает в понятии экзистенциализма «juego» («игра»), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, почву для метафизических спекуляций. вопросами философии права в аргентине занимался карлос косио, пытаясь связать учения таких философов, как кельзен, гуссерль, хайдеггер. среди неосхоластов видное место занимает измаэл квилес, который в рамках персонализма как цели экзистенциализма пытается обосновать философию «устойчивости» («insistencia»), стремясь перебросить, т. о., мост от томизма к хайдеггеру. мексиканец эдуарде гарсиа майнес, примыкая к кельзену и н. гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. на философские проблемы права ориентируется также уругваец хуан ламбиас де асеведо, который под влиянием античной и в особенности нем. философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием и в осознании ничтожности человека видит путь к ее преодолению.