Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Английская философия

Глоссарий по философии
    – в вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов и философов в формировании схоластической философии остается в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. в отличие от нем. философии англ, обращалась и обращается больше к неотраженной действительности и практической жизни. уже первые ее представители были эмпириками и основывали свое учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были роджер бэкон, иоанн дуне скот и уильям оккам. основатель новой англ, философии фрэнсис бэкон выдвигает программу преобразования науки и выступает за четкое разделение веры и знания. томас гоббс (1588-1679), «отец неверия», проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись англ, деизм, «естественная религия» герберта чербери и платонизм кембриджской школы. мистика якоба бёме проникла в англию через джона пордаджа (1625 – 1698). выдающийся представитель англ. просвещения джон локк – критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. к этой же школе относятся также деист джон толанд, «вольнодумец» антони коллинз, натурфилософ и физик исаак ньютон, представители этики шефтсбери и фрэнсис хатчесон. психологами из школы локка (ассоциативная психология) были дэвид гартли и джозеф пристли. чистый идеализм и христ. философию представлял джордж беркли, известный также и как гносеолог. англ, философию просвещения завершает философия здравого смысла (common sence) шотл. школы (см. шотландская школа), которая развивается и в 19 в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. она возникает в тесной связи с философией шефтсбери; главными представителями ее наряду с хатчисоном являются томас рид, дугалд стюарт и томас браун; близко к ней стоит экономист адам смит, а также дэвид юм, после дж. ст. милля – «величайший негативный мыслитель всех времен». в последующий период англ, философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя после 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние франц. революции, нем. идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира. старую, основанную ридом шотл. школу со времени уильяма гамильтона и уильяма юэла сменяет новая, испытывавшая частичное влияние канта. в резкой оппозиции к последней находится иеремия вентам, объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствуют в числе прочих джеймс милль и александер бэйя (1818-1903). в связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах юэла) теория познания и методология, причем в них уже появляются моменты логистики, напр. у джорджа буля и у. ст. джевонса. решающую роль играет дальнейшее развитие классической англ, эмпирической философии дж. ст. миллем и гербертом спенсером. у последнего отчетливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений англ. философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом 17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые объединяются в эволюционизм, не лишенный спекулятивных элементов; представители последнего среди прочих – у.к.клифорд (1845-1879) и т. г. гексли. классиком биологизма является чарлз дарвин с его учением о «борьбе за существование». против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего джемсом мартином (1805-1900), а.к.фрэзером (1819-1914) и робертом флинтом (1838-1900). под влиянием нем. идеализма находятся также представители этики томас карлейл, генри зидвик и т.х.грин. однако собственно кантианство, как и гегельянство, в англ, философии не возникло. в то же время мысли канта и гегеля не раз оказывали влияние на англ, философию: гегельянцем является, напр., дж..х.стирлинг. делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга д.г.ригчи «darwin and hegel», 1893). неогегельянцами являются фрэнсис герберт брэдли, бернард бозанкет и д. мак-таггарт (1886-1925). психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжали развивать, в частности, джеймс уорд, дж. ф. стоут (1860-1943), ч. э. спирмен (1863 – 1945), а также уильям мак-дугалл. наконец, как самостоятельные явления в англ, философии наиболее известны прагматизм ф.к.с.шиллера и неореалистическая школа (см. неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой являлся бертран рассел; он объединял в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи. в период между двумя мировыми войнами рассел был наиболее популярным из англ, философов. наряду с ним следует назвать дж.д.хикса (1862-1941), дж.э.мура и ч.д.броуда (род. 1887). из неореалистической школы вышли представители англ, онтологии: сэмюель александер, склонявшийся к пантеизму, платоник алфред норт уайтхед, представляющий эволюционистский теизм, джон лэрд, а. э. тейлор и др. крупным представителем философии религии является x. даусон. философский биологизм представляет дж. с. хаксли. выдающимся представителем философии истории в англии являлся а. дж. тойнби (1889-1975). экзистенциалистская философия не представлена в современной англ. философии ни одним достойным упоминания философом: для англ, научной мысли существование не является философской проблемой.




Английская система перевязки, русский

Английская словесность, русский

Английская соль (горькая соль, эпсомит), русский
    Природное соединение (минерал) кристаллогидрат mgso4∙7h2o.


Английская соль ,, русский
    См. магния сульфат


Английская форма счетоводства, русский
    Форма счетоводства, созданная э.джонсом для обеспечения автоматического выявления ошибок и описок, возникающих в бухгалтерском учете, и повышения оперативности выявления финансовых результатов. центральный регистр формы - журнал; в нем три колонки: средня


Английская чистокровная лошадь, русский

Английски, русский

Английский, русский

Английский аукцион, русский
    Аукцион, основывающийся на установлении минимальной цены в качестве отправной, базисной для дальнейших торгов, в процессе которых запрашиваемая цена постепенно увеличивается. итоговая цена формируется в ходе торга как последняя максимальная цена, предложе


Английский бильярд, русский
    Игра тремя шарами (по битку для каждого из игроков и общий прицельный шар) на столе с лузами. очки начисляются за исполнение кэннонов (отскок битка от прицельного шара и последующее попадание в третий шар), за "победный риск" (забитие шара вмест


Английский галлон, русский

Английский завтрак, русский
    Чайная смесь, которая при заваривании дает крепкий настой. составляется смесь из сортов цейлонского, кенийского или индийского чаев. кроме того, иногда смесь может содержать гранулированный чай для придания ему еще большей крепости. употребляют чай с лимо


Английский патент, русский

Английский рожок, русский
  1. Гобой.

  2. , увеличенный альтовый гобой в строе фа.


Английский стиль тюдоров, русский

Английский фунт стерлингов, русский

Английский язык, русский
    , язык англичан, американцев (официальный язык великобритании и сша), один из 2 официальных языков ирландии, канады и мальты, официальный язык австралии, нов. зеландии. им пользуется население некоторых государств азии (индия, пакистан и др.) и африки, в т. ч. и в качестве официальных языков. германская группа индоевропейской семьи языков. число говорящих ок. 450 млн. человек (1990). официальный и рабочий язык оон. письменность на основе латинского алфавита.


Английский язык, англичанин, английский, русский

Английское седло, русский

Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Основатель, русский
    Основатель, учредитель, устроитель. , виновник


Преобразования, русский

Разделение, русский
  1. Разделение, деление, дробление, раздвоение, разграничение, разложение, разобщение, разъединение; расщепление, расчленение, расторжение, разбор, сортировка, рассортировка, дифференциация, классификация, периодизация, специализация. прот. соединение. , деле

  2. Процесс регулирования для определения совокупной выручки, необходимой инфраструктурному предприятию чтобы покрыть затраты. разрешенная выручка отличается от выручки фактических продаж. такой подход поддерживают сторонники ресурсоэффективности, так как он ограничивает стимулы к увеличению продаж с целью получения большей прибыли. см.предельная выручка.

  3. (1) в производстве драгоценных металлов разделение серебра и золота. (2) зона разделения между верхней и нижней частями опоки при отливке в песчаные формы. (3) операция, используемая в песчаных литейных формах для облегчения демонтажа модели. (4) разрезание одновременно вдоль двух параллельных линий или вдоль двух линий, которые уравновешивают друг друга в упоре. (5) операция сдвига, используемая, чтобы произвести две или более части в штамповке.


Выдающийся, русский
    Выдающийся , главный, замечательный, лучший , играть выдающуюся роль


Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.


Вольнодумец, русский
  1. Вольнодумец, вольтерьянец, фармазон; свободомыслящий, либерал. "это уже самим богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят". гог. "все фармазоны: неверие распространяют". дост. ср. свободный.

  2. – понятие, относящееся к духовной или религиозной истории, со времени своего возникновения в 18 в. претерпело много изменений. со времени появления в 1713 произв. коллинза «о вольнодумстве» вольнодумцами называли также представителей деизма (см. деизм); при этом фактически имелось в виду христианство вне церкви. в германии фридрих великий, реймарус и лессинг, критиковавшие церковь и ее догматизм, были близки к вольнодумству, которое во франции уже в 18 в. развилось в атеизм. несмотря на это, ` под вольнодумством еще до сер. 19 в., особенно в германии, подразумевали внецерковные религиозные движения.


Аничков д, русский
    Митрий сергеевич (род. 1733 – ум. 1788) – рус. просветитель, философ. после окончания семинарии троицкой лавры и московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. автор философских трудов «слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений» (1770), «annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam» (1782), «слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и др. существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. долгое время служили учебниками для учащихся его «арифметика», «алгебра», «геометрия» и «теоретическая и прикладная тригонометрия».


Анамнезис, русский
    (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.