Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аристотель с

Глоссарий по философии
    Тагирит (aristoteles) (род. 384/383, стагир – ум. 322/321 до р. x., халкида эвбейская) величайший философ древней греции. учился у платона, но не стал его учеником; воспитатель александра великого. в 335 до р. x. основал в афинах т. н. перипатетическую школу (перипатос – год, к которому относится деятельность аристотеля). обвиненный после смерти александра в безбожии, он в 323/322 до р. x. бежал в халкиду. аристотель является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами влияние на развитие человеческой мысли (см. аристотелизм), в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде. основу этой системы составляют логика и метафизика. логика, созданная аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), – это учение об осн. логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения; оно изложено в шести соч., составляющих его «органон». учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. в нем аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. высшая действительность – бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель. философские дисциплины по их содержанию аристотель делит на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику, или педагогику). физика, или натурфилософия, сначала была учением о конечной земле, которая, оставаясь неподвижной, вечно парит в центре видимого звездного неба; о четырех элементах – огне, воде, воздухе, земле; о четырех качествах или силах – холоде и тепле, сухости и влаге; о шести видах движения – возникновении, уничтожении, росте, старении, неорганической энергии и органической энтелехии; о трех родах «причинности» – сущности, каузальности, цели. натурфилософия органических тел получила у аристотеля особенно широкое развитие. мышление, разум – это то, что в человеке является специфически человеческим; человек имеет следующие осн. функции, общие с животными: раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела; наконец, он имеет общие функции с растениями – питание и размножение. душа человека соприкасается с основами растительного и животного мира как «первая энтелехия тела»; с ними не связан интеллект, который пассивен как вместилище идей, активен и вместе с тем бессмертен, как пытливая мысль. эта «теоретическая жизнь», как явствует из этического учения аристотеля, одновременно является центром, в котором заключены высшие теоретические (дианоэтические) добродетели и истинное блаженство. напротив, практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайности и придерживайся середины (см. добродетель). в своих политических взглядах аристотель исходит из понимания человека как «zoon politicon» («общественное животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. государство (как и экономику) аристотель рассматривает очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами, являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни). соч. аристотеля «органон», «метафизика», «физика», «о животных», «никомахова этика», «политика», «риторика», «поэтика» и др. переведены на рус. язык.




Величайший, русский

Воспитатель, русский

Александра, русский
    I земля , юго-западная часть антарктического п-ова в антарктиде. соединяется с материком шельфовым ледником георга vi. длина 400 км, ширина 200 км. над ледниковым покровом горы (до 2987 м). открыта российской экспедицией ф. ф. беллинсгаузена и м. п. лазарева в 1821.


Деятельность, русский
  1. Операция, выполнение которой требует некоторого времени.

  2. Деятельность , деятельный

  3. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация оп

  4. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. в ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. в деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. в содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. в структуре деятельности выделяются:

  5. , специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

  6. Процесс


Аристотель, русский
  1. Известнейший древнегреческий философ, разработав-ший в своих книгах «риторика» и «поэтика» основные понятия грамматики, такие, как предложение, часть речи

  2. (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. ученик и критик платона.

  3. (384-322 до н . э.), древнегреческий философ. учился у платона в афинах; в 335 основал ликей, или перипатетическую школу. воспитатель александра македонского. сочинения аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "ум", разум, отличает человека от животного. центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). человек - существо общественное. наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). основные сочинения: логический свод "органон" ("категории", "об истолковании", "аналитики" 1-я и 2-я, "топика"), "метафизика", "физика", "о возникновении животных", "о душе", "этика", "политика", "риторика", "поэтика". см. аристотелизм.


Аристотелизм, русский
  1. , философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения аристотеля. об аристотелизме в античности см. перипатетическая школа. в средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (иоанн дамаскин) и византийской философии, в арабской (кинди, фараби и особенно ибн рушд) и еврейской (м. маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в зап. европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (альберт великий, фома аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи возрождения.

  2. – философское направление, исходящее из философии аристотеля (см. аристотель, перипатетики). в послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (аверроэс) и евр. (маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов запада; распространению аристотелизма содействовали альберт великий и фома аквинский, конечно, внесшие в него – что было обусловлено влиянием христианства – существенные изменения. аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. в эпоху возрождения попавшие в италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в германии схоластика как католич. (суарес), так и протестант. (меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. см. также неотомизм.


Метафизика, русский
  1. В философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (проти

  2. Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.

  3. В нлп система понятий о времени и пространстве как категориях особым образом выраженных в языке, определенной национальной ментальности для каждого языка (и национального мировосприятия) выделяют свою особую м напр, индейцы латинской америки и предс

  4. (от греч . meta ta physika - после физики),1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному андроником родосским (1 в. до н. э.) сочинению аристотеля об умопостигаемых началах бытия. в современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

  5. Изначально учение о картине бытия, стоящее на недоступных опыту принципах


Доказательства, русский
  1. Любые фактические данные (информация) по уголовному делу. на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие преступления (время, место,способ и другие обстоятельства совершения преступл

  2. , в праве - фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела. содержатся в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. различают доказательства прямые и косвенные (улики). ни одно из доказательств не имеет преимущественного значения.


Опровержения, русский

Аруэ, русский
    – настоящее имя вольтера.


Аристон из кеоса, русский
    (род. ок. 228/225 до р. x.) – древнегреч. философ из китиона, представитель древней стой, ученик зенона. отрицательно относился к занятиям физикой и логикой. в своей разработанной до мельчайших подробностей системе этики проповедовал идеал «деятельной жизни», активного поведения и практических действий.