Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Experimentum [i, n]

Русско-латинский словарь


    Опыт, русский
    1. Опыт, попытка, эксперимент. проба пера. первый дебют. , испытание , наученный опытом, умудренный опытом

    2. 1. совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.

    3. – это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни (см. реальность) и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт). в философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. к опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. согласно дильтею, всякая наука есть опытная наука, но только психическая жизнь, а не внешний мир может быть испытываем непосредственно, поскольку "весь опыт имеет свою первоначальную связь и свое определяемое этой связью значение в условиях нашего сознания, внутри которого он выступает, – т.е. в границах нашей природы» (см. также апостериори, переживание сопротивления, познание). значение и важность опыта были исследованы кантом в «критике чистого разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. с него начинается все познание (кант говорит о «bathos» – бездне опыта). но суждения опыта никогда не являются строго, а всегда только приблизительно всеобщими. всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным опыт. лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность. выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются обманчивыми.

    4. , эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.

    5. События, воспринимаемые нами через органы чувств. бывает:


    Эксперимент, русский
    1. Эксперимент , испытание, опыт

    2. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных

    3. (от лат . experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

    4. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. проводить эксперимент, экспериментировать – это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. основное достоинство эксперимента – в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. один из самых частых артефактов обусловлен эффектом пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект хоторна. избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. по иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, – тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, – тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. разделяются планы проведения эксперимента:

    5. (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. эксперимент в современном смысле является со времени галилея и фр. бэкона одним из важнейших средств исследования.

    6. Исследование, в котором ученый намеренно изменяет один или несколько факторов в определенных условиях, чтобы изучить последствия.

    7. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях; попытка осуществить что-либо опытным путем, на практике




    Experimentum, латинский

    Experimentum crusis, латинский
      (лат. испытание крестом) — решающий эксперимент: считают, что можно мучением заставить природу выдать свою тайну.


    Experimentum, i, n, латинский

    Орда, русский
    1. Орда , толпа

    2. 1. устарелое название начальной формы общественной организации: орда первобытная и пр.

    3. ,..1) у тюркских и монгольских народов первоначально военно-административная организация, затем становище кочевников, в средние века - ставка правителя государства...2) устаревший термин, обозначающий самую раннюю форму организации общества ("первобытное человеческое стадо")...3) в обиходном значении - многочисленное неорганизованное скопище людей.


    Opalus [i, m], латинский