Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Просвещение

Русско-латинский словарь
  1. Просвещение , образование

  2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

  3. – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. в англии эпоха просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. вряд ли можно говорить о веке просвещения в италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. в философии просвещение выступало против всякой метафизики. оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. в области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой просвещения. главные представители просвещения: фрэнсис бэкон, гоббс, локк, юм – в англии; бойль, вольтер, энциклопедисты, руссо, монтескье, дидро – во франции; вольф, лессинг, кант (в то же время они стремились к преодолению просвещения), фридрих великий, томазий – в германии; н.и.новиков, а.н.радищев, в.г.белинский, н.г.чернышевский, а.и.герцен – в россии; т.джефферсон, б.франклин – в сша. однако уже в кон. 18 в. фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. в кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

  4. , 1) распространение знаний, образования. 2) система общеобразовательных учреждений в стране (см. также народное образование).

  5. , идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. главные представители просвещения в англии (где оно возникло) - дж. локк, дж. а. коллинз, дж. толанд, а. э. шефтсбери; во франции (период наибольшего распространения здесь просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком просвещения") - вольтер, ш. монтескье, ж. ж. руссо, д. дидро, к. а. гельвеций, п. а. гольбах; в германии - г. э. лессинг, и. г. гердер, ф. шиллер, и. в. гете; в сша - т. джефферсон, б. франклин, т. пейн; в россии - н. и. новиков, а. н. радищев). идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. вместе с тем в 19-20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.


Doctrina [ae, f], латинский

Educatio [ae, f], латинский

Eruditio [ae, f], латинский

Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.




Постепенно, русский
    Постепенно, мало-помалу, помаленьку, исподволь, незаметно, прогрессивно, систематически, ступень за ступенью. "он день ото дня более привязывался к государю". пушкин. прот. вдруг. ср. последовательно.


Начинается, русский

Преимущественно, русский
    Преимущественно, предпочтительно, особенно, особливо, пуще всего, паче всего, наипаче, первее всего, главным образом. паче всего берегись дурного общества.


Религиозный, русский
    Религиозный , благочестивый, духовный


Политический, русский
    , -ая, -ое кансяма


Просёлочная, русский

Erumpere [o, rupi, ruptum], латинский