|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целесообразность
Русско-латинский словарь |
- , соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).
- (лат. finalis направленный к определенной цели) – целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. конечная цель). целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. каузальность.
- Критерий, соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели.
|
Commoditas [atis, f], латинский
|
Соответствие, русский
- Соответствие, соотношение, аналогичность, аналогия, согласие, соразмерность, симметрия, гармония. ср. согласие и сходство. , аналогия, согласие, сходство
- Выполнение требования.
- Выполнение требований.
- 1) выполнение установленных требований; 2) выполнение требований потребителей оу и образовательных стандартов.
- Соответствие сегмента текста сегменту выбранной базы тм
- Условие, при котором точка на половине штампа для одной ковки или штамповки должным образом соотносится с соответствующей точкой другой половины штампа, в пределах точно установленного допуска.
- Соотношение между чемлибо, выражающее согласованность, равенство в чемнибудь или чемунибудь в какомлибо отношении
Проявления, русский
Направленный, русский
Определенность, русский
Определенность , ясность
Противоположность, русский
- Противоположность , в противоположность
- – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).
Направляться, русский
Направляться, обращаться, адресоваться, бросаться, кидаться, толкаться куда. толкнуться в люди, не пособит ли кто. апеллировать. ср. идти. , идти
Каузальность, русский
- (от лат. causa причина) – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. конечность). при более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, «причина». при этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т.е. временное «после этого», за «propter hoc», т.е. причинное «поэтому». явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними – соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. в истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован демокритом, а как строго причинная связь явлений – стоиками и эпикуром. в средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. и только в новой науке о природе (бэкон, галилей, кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. напр., согласно юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). милль, спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. позитивизм (конт, авенариус, мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины – «условием» (см. кондиционизм). в духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. учение о слоях). новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. см. соотношение неопределенностей, основание. каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.
- (от лат . causalis - причинный), то же, что причинность.
|
Чистосердечность, русский
Характеризоваться, русский
|
|
|
|
|
|
|