Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Informatio

Русско-латинский словарь


    Понятие, русский
    1. Понятие, представление, идея. , мнение, мысль , иметь понятие, прививать правильные понятия

    2. Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. понятие может быть конкретным и абстрактным. выделяются понятия эмпирические и теоретические. наиболее абстрактные понятия называют категориями.

    3. – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. по зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». от понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»). так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. прегнантности правило). объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. в это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень – ромб. во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. в свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от •мышления объект), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). относительно познавательного значения понятия см. сфера мышления. чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика. понятийный – относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

    4. , 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) в логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

    5. Имя, присваиваемое классу сущностей, объединяемых благодаря общности из призначных структур. в логике п. являются строго определенными и неизменными образованиями, характеризующими лишь призначной структурой, имманенто присущей всем понятиям. в искусственном интеллекте, как и в бытовой практике людей, п. понимается шире. в формировании п. могут принимать участие не только призначные структуры, но и результаты использования п. в деятельности людей или при функционировании интеллектуальной системы. именно в этом смысле используются п. при рассуждениях о деятельности людей и о функционировании интеллектуальных систем. для образования п. в интеллектуальных системах используются различные приемы обобщения.

    6. Целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта.


    Образование, русский
    1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

    2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

    3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

    4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.




    Inflexibilis, латинский

    Informis, латинский