Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Культ личности

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. Почитание, поклонение) феномен традиционно-патриархальной политической культуры, авторитарных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристика специфического единовластия тоталитарного типа.

  2. Единовластие политического лидера, поддерживаемое его возвеличиванием, обожанием или даже обожествлением.




Культ, русский
  1. Один из обязательных элементов любой религии, выражающихся в обрядах

  2. Преклонение перед кем-, чем-либо, почитание кого-, чего-либо.

  3. Преклонение перед кем – либо или чем – либо; почитание кого – либо или чего – либо.

  4. (от лат . cultus - почитание),1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной "силы" (т. н. таинства).2) чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).


Культ предков, русский
    , одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.


Культ святых, русский

Культ фаллический, русский
    Почитание мужского полового органа – фаллоса – как символа плодородия, жизненной силы и прочего в религиях и обычаях некоторых народов.


Культ., русский

Культyра рeчи, русский
    Совершенное знание норм устного и письменного литературного (т е «правильного», культурного) языка, которое включает правила произношения, ударения, грамматики и т д кр непосредственно связана с культурой мышления, интеллектуальным багажом людей


Культyрный, русский
    Специфический термин, означающий в лингвистике и нлп обозначения понятий, возвышающихся над бытом, повседневной рутиной; напр, «культурное слово», «культурные понятия», «культурный язык» и др


Культеприемник, русский
    Часть протеза конечности, предназначенная для помещения культи


Культиватор, русский
    , сельскохозяйственное орудие для рыхления почвы, уничтожения сорняков, окучивания и подкормки растений.


Культиваторная лапа, русский

Культивация, русский
  1. (от ср .-век. лат. cultivo - обрабатываю, возделываю), рыхление культиваторами поверхностного слоя обработанной почвы без оборачивания. уничтожает сорняки, предохраняет почву от высыхания.

  2. Cultivation


Культивирование, русский
    Выращивание микроорганизмов, животных и растительных клеток, тканей или органов в


Культивированный, русский

Культивировать, русский
    Культивировать , возделывать


Культивировать (микроорганизмы), русский

Культивируемый (о растениях), русский

Культовый, русский

Культура, русский
  1. Культура , образование

  2. 1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. здесь различается культура материальная и духовная. в более узком смысле термин относится именно к культуре духовной. согласно з. ф

  3. 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

  4. 1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. здесь различается культура материальная и духовная. в более узком смысле термин относится именно к культуре духовной. согласно з. фрейду, культура – это вся сумма достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования взаимоотношений. зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении человеческих влечений. есть и еще одно ее основание: принуждение к труду. 2. уровень, степень развития, достигнутая в некоей области знания или деятельности: культура труда, культура речи и пр. 3. степень общественного и умственного развития, присущая некоему человеку.

  5. (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). в переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже цицерон говорит о cultura animi). в широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. дух) данного народа. уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». в старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. коллектив). см. также культуры морфология, культуры психология, культуры социология, культуры философия.

  6. (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).


Культура академической честности, русский

Культура археологическая, русский
    , см. археологическая культура.


Поклонение, русский
    Поклонение , почтение


Характеристика, русский
  1. ,..1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо...2) отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-либо.

  2. , целая часть десятичного логарифма. напр., lg 300 = 2,4771, где 2 есть характеристика для lg 300; lg 0,3 = ,4771, где = -1 есть характеристика для lg 0,3.

  3. Качественный параметр для определения ценности бриллианта

  4. Отличительное свойство.

  5. Отличительное свойство. характеристика градуировочная (calibration characteristic) – зависимость между значениями величин на входе и выходе средства измерений, полученная экспериментально.

  6. Отличительное свойство (исо 9000, п. 3.5.1).

  7. Официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личных качеств человека.


Единовластие, русский

Характеристик, русский

Абсолютизм, русский
  1. Безусловный) форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица монарха. отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.

  2. Форма государственного правления, при ко-торой неограниченная верховная власть принадлежит либо од-ному лицу – монарху, либо органу власти, которая действует аб-солютно бесконтрольно. при абсолютизме государство достигает наивысшей степени централиза

  3. Форма правления, при которой вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит монарху, передается в порядке престолонаследия.

  4. (лат. absolutus - неограниченный, независимый) - формально неограниченная монархия, самодержавие. одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная) в полном ее объеме прина

  5. (абсолютная монархия) , форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. при абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная арми

  6. Разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.


Схоластика, русский
  1. Средневековая, религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. представители схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение.

  2. (от лат. schola – школа) – школьная наука, школьное движение в период западнохрист. средневековья (в т. ч. в византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. в кит., инд., ислам, философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. для схоластики христ. западного мира (6 и 9 -15 вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. этапы развития схоластики: 1) ранняя схоластика (9-12 вв.), стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. sie et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. главные представители схоластики: в германии – рабан мавр, ноткер немецкий, гуго сен-викторский; в англии – алкуин, иоанн скот эриугена, аделард из бата; во франции – абеляр, жильбер поретанский, амальрик из бена; в италии – пётр дамиани, ансельм кентерберийский, бонавентура. 2) средняя схоластика (13 в.) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения аристотеля (см. европейская философия), имевшегося, правда, только в лат. переводе. формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы альберта великого, фомы аквинского, дунса -скота. затем последовал спор между сторонниками августина, аристотеля и аверроэса, спор между томистами и скотистами. это было время великих философско-теологических энциклопедий. др. главные представители схоластики: в германии – витело, дитрих фрейбергский, ульрих энгельберт; во франции – винченцо бовэ, иоанн жандунский; в англии – роджер бэкон, роберт гроссетест, александр гэльсский; в италии – эгидий римский. 3) поздняя схоластика (14 и 15 вв.) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. когда в нач. 14 в. церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. главные представители поздней схоластики: в германии – альберт саксонский, николай кузанский; во франции – жан буридан, николай орезмский, пётр д`альи; в англии – уильям оккам; в италии – данте. в период гуманизма, возрождения, реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. неосхоластика защищает примат христ. философии. схоластически и – соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле – хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный.

  3. (от греч . scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в зап. европе в средние века. ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (ансельм кентерберийский и др.). в споре об универсалиях схоластическому реализму (гильом из шампо) противостоят номинализм (росцелин), а также концептуализм (абеляр). зрелая схоластика (12-13 вв.) - христианский аристотелизм альберта великого и фомы аквинского, аверроизм (сигер брабантский и др.), ее главный центр парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. поздняя схоластика (13-14 вв.) - иоанн дунс скот, у. оккам. против схоластики выступили гуманисты возрождения. с контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. - ф. суарес, м. молина). решительной критике подвергла схоластику философия просвещения. см. также неосхоластика. в переносном смысле - оторванное от жизни умствование.